За это время управляющий Антон Векшин поддерживал работу завода, но пока не смог найти серьезных инвесторов, которые согласились бы оплатить долги и приобрести этот бизнес. Скорее всего, суду будет предложено ввести на ЗАО "Ярославский хлебозавод № 2" процедуру конкурсного производства, что означает продажу основных фондов предприятия. На прошлой неделе на завод инкогнито приезжал губернатор области Анатолий Лисицын, встречался с трудовым коллективом. Прессу об этом не извещали.
Судьбу завода наблюдатели считают необычной. Не может быть убыточных производств и банкротов в пищевой промышленности - уверены многие. Однако ситуация на хлебозаводе № 2 прямо противоположна. На то есть несколько причин.
Первая - сегодня производственные мощности завода по большей части в корне устарели. Макаронному производству скоро исполнится несколько десятилетий, пряничному - чуть меньше. Самая современная технологическая линия по производству вафель была куплена на кредит "СБС-Агро" в размере более 1 млн. немецких марок в 1997 году. Сегодня, по оценкам специалистов, и это оборудование уже несколько устарело. Отсюда проблемы со сбытом продукции.
Вторая причина - долги перед банком "СБС-Агро". С этими обязательствами связана достаточно темная и запутанная история, которая и привела к банкротству предприятия. Кстати, этого банка сейчас уже нет, а все его должники отвечают по своим обязательствам либо перед государственной корпорацией "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (АРКО), либо перед компаниями, которые выкупили у АРКО эти долги.
Во-первых, кредит в 1,6 млн. немецких марок на закупку вафельной линии, который банк выдал заводу 1 декабря 1997 года на пять лет, до сих пор не возвращен. Сроки уже наступают в этом году, а завод собираются продавать с молотка. За предприятие, когда брался кредит, поручалась администрация области. Гарантия "Белого дома" оценивается в 824,8 тыс. евро (около 26 млн. рублей). Если завод не расплатится, то АРКО или смышленые бизнесмены, купившие эти долги, могут заставить администрацию области выплатить деньги за предприятие-банкрот. Но не поэтому печальна судьба ЗАО "Ярославский хлебозавод № 2".
Во-вторых, в июне 1998 года предприятие взяло на полгода в "СБС-Агро" кредит на пополнение оборотных средств в размере нескольких миллионов рублей. Буквально накануне дефолта и резкого роста курса доллара каким-то странным образом этот рублевый кредит был переоформлен в валютный, его размер стал равняться 648,2 тыс. долларов. При этом процентная ставка за пользование кредитом была установлена в 36 процентов годовых. Как только кредит переоформили, случился дефолт, в результате долг завода перед "СБС-Агро" совершенно искусственно был увеличен в несколько раз.
Этот кредит и стал петлей на шее ЗАО "Ярославский хлебозавод № 2". На оплату процентов по кредиту в 1999 году предприятие тратило по нескольку сотен тысяч рублей в месяц. Если бы кредит не был переоформлен в валютный, то, наверное, завод бы его выплатил, но, как говорится, не судьба... По определению арбитражного суда от 26 июля 1999 года между предприятием и банком было заключено мировое соглашение, по которому заемщик должен погасить задолженность по кредиту в сумме 316,6 тыс. долларов до июня 2000 года. Но это сделать было практически невозможно.
Генеральный директор хлебозавода Владимир Захарьяш решается погасить долг другим способом. Тогда банк "СБС-Агро" также был объявлен банкротом: все его обязательства и требования к должникам перешли к "АРКО" или тем, кто успел их скупить. В столице был массовый рынок долгов и кредитных требований лопнувших банков, причем цена их серьезно колебалась в сторону понижения. Руководство хлебозавода № 2 решило купить долги "СБС-Агро" и провести зачет взаимных обязательств, после которого долги можно было списать.
В сентябре 1999 года предприятие заключило договор с московским "РосЕвроБанком" на покупку кредиторской задолженности "СБС-Агро" на 1,178 млн. долларов. Хлебозавод хотел одним махом погасить все свои долги перед банком-кредитором. Партнеру предприятия долг продала компания "Ренессанс Инвестментс Лимитед", а хлебозавод расплатился за них с "РосЕвроБанком" своими векселями на сумму 29,5 млн. рублей.
Однако ярославские представители обанкротившегося "СБС-Агро" не захотели проводить зачет взаимных требований. В свою очередь ГК "АРКО" признала сделку, официально известила предприятие, что оно теперь является кредитором "СБС-Агро", и пригласила его оформить свои претензии. Это было сделано генеральным директором Александром Коропцом. Он ездил в Москву на первое собрание кредиторов, отстоял многочасовую очередь в Лужниках, чтобы попасть к компьютеру и получить официальный документ о признании прав кредитора. Генеральный директор ГК "АРКО" А. Турбанов официально известил завод письмом, что "СБС-Агро" должен предприятию на 16 ноября 1999 года 22,3 млн. рублей.
Несмотря на это, ярославские представители "СБС-Агро" (банка-банкрота) подали в конце 2000 года заявление в арбитражный суд о признании ЗАО "Ярославский хлебозавод № 2" банкротом в связи с тем, что оно не погашает кредит в 316 тыс. долларов. Имущество предприятия было описано и арестовано, а в августе коллегия уполномоченных государственных представителей территориального органа Федеральной службы по финансовому оздоровлению (банкротству) приняла решение об инициировании процедуры банкротства.
Как ни пытался на суде генеральный директор Александр Коропец убедить суд, что не завод уже должен "СБС-Агро", а наоборот, что ярославские представители уже не существующего банка не могут подавать заявления о банкротстве, суд вынес решение ввести на предприятии внешнее управление сроком на один год. Управляющим был назначен исполнительный директор Ассоциации специалистов антикризисного управления Антон Векшин. На момент суда у хлебозавода было 68 млн. рублей долгов.
Одновременно в арбитражный суд поступило заявление от прокуратуры области о признании договора о переуступке долга "СБС-Агро" между хлебозаводом и "РосЕвроБанком" недействительным. Причина - руководитель завода не мог сам принять решение о передаче векселей на 29,5 млн. рублей банку, без решения собрания акционеров, которое к тому же должно быть принято тремя четвертями голосов. На тот момент активы ЗАО "Ярославский хлебозавод № 2" составляли 41,4 млн. рублей, а по закону решение о проведении крупной сделки с имуществом, стоимость которого превышает 50 процентов балансовой стоимости активов, не может приниматься лично генеральным директором.
"РосЕвроБанк" на суде пытался доказать, что прокуратура области в принципе не имеет права подавать такой иск, потому что в результате сделки государству не было нанесено никакого ущерба, а частные акционеры должны судиться сами. Но несмотря на странное вмешательство прокуратуры, которая фактически действовала в интересах неких ярославских представителей уже не существующего "СБС-Агро", арбитражный суд второй инстанции признал сделку недействительной. Векселя "РосЕвроБанк" обязали вернуть предприятию, которое перестало быть кредитором "СБС-Агро" и вернулось в его должники.
За год, пока на предприятии было введено внешнее управление, его акции потихоньку были сначала подарены, а потом и скуплены конкурирующей компанией - ОАО "Русь-хлеб". В итоге предприятие Александра Зайченко стало владеть почти 60 процентами акций ЗАО "Ярославский хлебозавод № 2". Специалисты "Русьхлеба" помогали Антону Векшину увеличивать объемы производства, была составлена 100-страничная программа модернизации предприятия. Все вроде бы шло к тому, что по итогам банкротства ОАО "Русьхлеб" станет полностью контролировать этот завод. Но висел вопрос с непогашенными долгами, которые на время внешнего управления замораживались.
Вот что заявил нашей газете Антон Векшин:
- За прошедший год предприятие увеличило объемы производства на 23 процента. Мы наладили выпуск 40 новых видов продукции, улучшился сбыт. Заработная плата работникам повышена на 16 процентов, увеличились налоговые платежи в бюджеты.
Сейчас есть два варианта дальнейшего развития событий. Я хочу до августа найти потенциального инвестора и заключить мировое соглашение с кредиторами. Пока не решен вопрос с инвестором, который бы погасил старые долги и начал вкладывать средства в модернизацию производства. У нас была договоренность с Александром Зайченко о программе совместного сотрудничества. Ему подарили акции, он обещал 3 млн. долларов инвестиций. Мы рассчитывали на "Русьхлеб", но он не потянул. Мы получили официальный отказ от дальнейшей работы. Если найдем инвестора, а Зайченко не согласится продать ему свой пакет акций, то будет конкурсное производство и продажа бизнеса. Но я не сторонник конкурсного производства.
У потенциального инвестора - генерального директора ОАО "Русьхлеб" Александра Зайченко несколько другой взгляд на ситуацию вокруг ЗАО "Ярославский хлебозавод № 2":
- Когда мы брались за это предприятие, то видели, что завод может выйти на нормальную работу, но должна была быть сделана какая-то реструктуризация старых долгов. Мы создали инвестиционную программу, по которой предусматривалось три стадии - запуск существующих мощностей, реконструкция и через 5 лет выход на нормальную доходность, выпуск продукции на 800 млн. рублей в год и расчет с долгами. Мы - серьезные люди и понимаем, что безубыточная работа завода может быть достигнута, если вложить 30 - 40 млн. рублей на оборотные средства и несколько миллионов долларов в реконструкцию.
Мы хотели купить долги завода банку "СБС-Агро", но их цена в ходе переговоров постоянно росла. Сначала нам предлагали их за 7 млн. рублей, потом какие-то перекупщики запросили 12. Через полгода с нас требовали уже 17 миллионов. Затем появилась ГК "АРКО", которая предложила заплатить долги в два этапа - 13 млн. рублей сразу и 12 миллионов в течение полугода. Мы почувствовали, что без согласования с инвестором ему заглядывают в кошелек, в Москве идет какая-то игра с этими долгами, их цена непрерывно увеличивается.
Мы - промышленники, а не спекулянты. Перепродажа долгов - это не удел "Русь-хлеба". Долги в 69 млн. рублей погасить нереально. На эти деньги можно построить два таких же современных хлебозавода. На это предприятие должен прийти нормальный хозяин. Власти должны решить, что делать с заводом. Если найдется достойная компания, то мы можем продать ей наш пакет акций.
* * *
Вряд ли Антону Векшину удастся до середины августа найти инвестора, который согласится погасить старые долги (69 млн. рублей) и еще потратить деньги на модернизацию производства хлебозавода № 2. Скорее всего, все потенциальные покупатели этого предприятия дождутся введения конкурсного производства и продажи этого бизнеса с молотка. Тогда можно будет купить это же предприятие без долгов за 10, максимум 20 миллионов рублей, сэкономив кучу денег.
Хроника смены власти
Бывший генеральный директор этого предприятия Николая Недобой в прошлом году после двух лет пребывания под стражей в "Коровниках" был приговорен к 6 годам лишения свободы условно. Он обвинялся сразу по нескольким статьям Уголовного кодекса, в том числе в злоупотреблении служебным положением и сокрытии доходов предприятия от налогообложения. Два его заместителя получили также по пять лет условного наказания.
Кроме того, Красноперекопский районный суд постановил, что виновные нанесли ущерб предприятию и с них необходимо взыскать 2,914 млн. рублей, на погашение этой суммы пойдет имущество подсудимых. Николая Недобоя и бывшего директора по экономике Дмитрия Слуцкера также обязали выплатить 241 тыс. рублей, которые были переведены в Москву некой фирме вроде бы за установку на предприятии пожарной сигнализации.
Однако вышестоящие судебные инстанции отменили эту часть приговора, так как сам завод не подавал гражданский иск о возмещении ущерба к Николаю Недобою и его замам. Сейчас такой иск подан, он будет рассматриваться в суде в начале августа.
Следующий генеральный директор хлебозавода № 2 Владимир Захарьяш, сменивший на этом посту Николая Недобоя, скончался через некоторое время после ухода со своей должности. На его место в 2000 году был назначен бывший исполнительный директор территориального фонда ОМС Александр Коропец.
В декабре 2000 года арбитражный суд Ярославской области ввел на предприятии внешнее управление сроком на год. Управляющим стал Антон Векшин, который с 15 сентября занимал там пост временного управляющего. Генеральный директор хлебозавода № 2 Александр Коропец был отстранен от должности.