суббота 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 06 августа 2004

На гребне мирового опыта

ЯЗТА – 75

автор Валерий ПРОХОРОВ.

 

Само по себе количество прожитых лет (идет ли речь о человеке, учебном заведении или производственном предприятии) еще негарантирует высокого «качества жизни». И в этом смысле расхожее выражение «мои года – мое богатство» вряд ли может претендовать на безапелляционность формулировки. Но встречаются все же и среди отдельных личностей, и среди отдельных коллективов такие, когда солидный возраст вызывает искреннее уважение и почтение именно в силу значимости, глубокой содержательности пройденного пути. К этим предприятиям в Ярославле с полным правом можно отнести завод топливной аппаратуры, коллективу которого нынче исполняется 75 лет.

Город не колеблясь предоставил этому прославленному трудовому коллективу для празднования юбилея одно из своих лучших зданий – театр имени Федора Волкова, где сегодня в 16 часов 30 минут начнется торжественный вечер. Ветераны завода, чьими руками, интеллектуальным потенциалом создавалась производственная мощь, обеспечивался технологический прорыв в сфере автомобилестроения, вручат генеральному директору ОАО «ЯЗДА» и ОАО «ЯЗТА» А. Н. Коромыслову юбилейный альбом об истории завода. И это будет не просто дань регламенту сценария юбилейного вечера, а глубоко символическое действо торжественной передачи эстафеты поколений производственников, на разных этапах приумножавших славу родного предприятия.

...В музее ЯЗТА среди драгоценных для каждого заводчанина реликвий, связанных с жизнью нескольких поколений топливщиков, на особо почетном месте красуется обыкновенная швейная машина. Ведь именно с этого, на первый взгляд незамысловатого атрибута портняжного дела и началась история прославленного завода.

В 1929 году кожевенное предприятие по решению президиума Ярославского губисполкома было преобразовано в завод по производству ремесленных и швейных машин. Уже через год была выпущена первая партия для того времени довольно сложной продукции. Там, где не хватало оборудования, оснастки, выручали золотые руки потомственных мастеров. Через два года завод «Госшвеймашина» был реорганизован в Ярославский механический завод.

Многое вместилось в 75-летнюю биографию нескольких поколений этого производ-ственного коллектива. И предвоенное стахановское движение, когда передовой опыт и виртуозные профессиональные приемы единиц старались освоить и перенять товарищи, работавшие за соседними станками. Были черные годы войны, когда трудиться приходилось от рассвета до заката. Пережили эвакуацию в Челябинск. В суровую зиму 1941 – 1942 годов заводчане рыли... противотанковые рвы – линия фронта была, можно сказать, на околице Ярославля. Лишь в марте 1942 года возобновляется работа на заводе, и всего через пару месяцев (!) предприятие выходит на довоенный уровень выпуска продукции. Даже бомбардировки не помешали. Война диктовала темпы, и они неукоснительно выдерживались.

Практически сразу после победы в Великой Отечественной началась активная перестройка завода на граждан-ские рельсы. Теперь стране были нужны не снаряды и патроны, а продукция для налаживания мирной, созидательной жизни. Вскоре в номенклатуру новой продукции вошли зап-части к тракторам. Ясно, что не все шло гладко в первые послевоенные месяцы. Вся страна напряглась в стремлении восстановить порушенное. В дефиците были стройматериалы, электричество, топливо и, конечно же, люди. Постепенно все наладилось. Какую только продукцию не выпускал завод: и запчасти к сельхозтехнике, и моторы к стиральным машинам, и даже орденские колодки. Причем заказ этот был правительственный, а значит, очень ответственный. Но и выгодный.

Важной вехой в биографии коллектива топливщиков был 1960 год. Учитывая, что на исходе 50-х это ярославское предприятие имело современное по тем временам оборудование, а главное – бесценный опыт оперативного перепрофилирования деятельности, перед коллективом была поставлена задача поистине государственной важности. А именно – в очень сжатые сроки перейти на серийный выпуск топливной аппаратуры к четырехтактным двигателям ЯМЗ-236, 238 – 240. Выбор на ярослав-ское предприятие пал потому, что питерский карбюраторный завод, «привязанный» к ЯМЗ, не располагал производственными возможностями.

В стране к тому времени не было опыта по выпуску топливной аппаратуры для автомобильных двигателей. Тем более – к дизельным четырех-такт-ным. По сути дела, предстояло совершить настоящую революцию, то есть организовать производство на принципиально новых началах. Следовательно, нужны были не только новые цехи, современнейшее оборудование, но и совсем иной, более высокого уровня квалификацией должны были обладать люди. Поэтому около сотни работников завода, в основном это были мастера, наладчики, станочники, отправились на Харьковский тракторный завод для углубленного освоения методов и технологии изготовления новой для предприятия продукции – топливной аппаратуры.

Проект реконструкции, расширения производства – все делали своими силами. Просто в голове не укладывается, насколько большая по объему и сложности стояла задача: ведь для воплощения инженерной мысли технологов предстояло спроектировать и изготовить более 500 наименований приспособлений, 11 тысяч наименований режущего и вспомогательного инструмента, только одной оснастки требовалось свыше трехсот видов. Можно сказать, было сотворено чудо – менее чем через год ЯЗТА уже поставил на ЯМЗ первую партию топливных насосов. А в 1962 году был впервые налажен серийный выпуск ТНВД. Современному производству, перед которым маячила завидная перспектива, сразу же стало тесно в своих скромных «механических» штанишках. За пару-тройку лет один за другим как грибы выросли в Ярославле новые корпуса. Одно из зданий ЯЗТА на улице Свободы стало своего рода визитной карточкой города.

Но дело, конечно, не в фасаде фешенебельного офиса и самой «заоблачной» в Ярославле новогодней елочке. Дело в том, ради чего вот уже три четверти века бьются производители уникальной, сверхточной продукции. В семидесятые годы производство насосов увеличивается прямо-таки сказочными темпами – в три-четыре раза. Плюс бездефектный труд. Шутка ли, к середине 70х почти сто процентов наименований ТА выпускалось с безупречным качеством. За создание унифицированного семейства отечественных двигателей многоцелевого назначения, организацию их высокомеханизированного производ-ства, за высокое качество труда сотни лучших специалистов и рабочих ЯЗТА были отмечены правительственными наградами. Громадная заслуга топливщиков в том, что многие годы бесперебойно бьются серд-ца карьерных самосвалов БелАЗ, тракторов «Кировец» и «Павлодарец». Ведь именно ярославцами создана и доведена до серийного потока топливная аппаратура для нового семейства двигателей ЯМЗ840.

И сотни газетных страниц не хватит, чтобы более или менее полно рассказать о славном пути ярославских машиностроителей. Коллектив этот или своевременно подхватывал ценную инициативу, или сам являлся лидером в том или ином важном для производ-ства начинании. Не знаю, может, вэтом и есть элемент некоторой субъективности, но лично в моем понимании топливщики (будь то директор, инженер или «простой» станочник) – это эталон рабочего, инженера, руководителя. Отпечаток, видимо, накладывают и характер сложнейшей – и важнейшей в двигателе – продукции, и особый менталитет, традиции, складывавшиеся в этом коллективе годами, десятилетиями.

Пожалуй, только на ЯЗДА можно услышать, как простого рабочего без тени иронии величают «профессором». О нем была статья в нашей газете. Фамилию мы намеренно не называем, поскольку места в статье мало, а достойных быть отмеченными – тысячи. Наверняка этот пробел будет восполнен на сегодняшнем торжественном собрании в театре.

Все, что было в стране передового, действительно полезного для производства, обязательно бралось и берется на вооружение этим предприятием, которое с недавних пор по логике и велению времени объединилось с ЯЗДА. Вот уже два года, как «близнецы» слились. Надежно действует единый производственный организм под названием «Топливоподающие системы» в рамках холдинга «РусПромАвто». Решение вполне оптимальное и продуктивное, позволяющее устранить дублирующие функции, сконцентрироваться на основных технологиях и качестве.

Объединенный супергигант возглавил генеральный директор А. Коромыслов. Во время недавней деловой командировки в Нижний Новгород у представителей ярославских СМИ была возможность убедиться в том, что у руля объединившихся предприятий стоит действительно прогрессивно мыслящий, тонко улавливающий как самую передовую произ-вод-ственную, так и рыночную конъ-юнктуру руководитель. В ОАО «ГАЗ» проходила, можно сказать, производственная летучка на тему «Бережливое производство». Суть ее в том, что предприятие, внедряющее эту систему (по которой, кстати, успешно работает вошедшая в пятерку самых прибыльных в мире корпораций – автомобильный гигант «Тойота»), кардинально пересматривает организацию производственного процесса в сторону максимальной его рационализации. Надо было видеть и слышать, с каким азартом и даже вполне оправданным философским пафосом два молодых, но очень «ранних» руководителя, два Алексея – гендиректор ОАО «ГАЗ» и гендиректор дивизиона «ТПС» Коромыслов внедряли в сознание непосвященных суть самой передовой на сегодняшний день в мире системы высокопроизводительного труда.

Проводимый холдингом «РусПромАвто» на базе этих двух предприятий пилотный проект освоения системы «Бережливое производство» уже дает ощутимые результаты. А в дальнейшем сулит еще больше. К примеру, за последние полтора года объемы продаж в дивизионе «Топливоподающие системы» увеличились со 160 до 270 млн. рублей. На этом передовом предприятии, согласно постулатам самой продвинутой в мире системы труда, за снижение себестоимости продукции бьются всем коллективом. И все уверены, что за два года удастся удвоить реализацию продукции и довести ее до 320 млн. рублей.

Читайте также
  • 19.12.2012 Циклоны пронеслись над САХомНа одном из заседаний муниципалитета Ярославля депутаты рассмотрели обращение рабочего коллектива МУП «САХ» к руководителям города и области.
  • 12.12.2012 Послевкусие «Сладкой жизни» В отделе истории края Ярославского музея-заповедника в деталях и подробностях можно узнать, какова она, «Сладкая жизнь».  
  • 03.08.2010 Наш Дом печати: история и перспективы В 2010 году акционерному обществу «Рыбинский Дом печати» исполняется 150 лет.
  • 20.05.2010 «ФИНГО»: наша продукция – чистый воздух России23 мая ОАО «ФИНГО» (Семибратовский завод газоочистительной аппаратуры) – флагман российской газоочистки, единственное в России специализированное
  • 28.04.2010 В Рыбинске дан старт нанопроизводствуПервое в России нанотехнологическое предприятие открыто. Произошло это в городе Рыбинске Ярославской области 26 апреля в полдень. Значение этого события,
  • 01.07.2006 Решением облдумы возмущеныВ редакцию «Северного края» поступила копия открытого письма председателю Государственной думы Ярославской области А. Г. Крутикову, всем депутатам Ярославской областной думы.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают