пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 29 ноября 2011

Первенец индустриализации – лидер модернизации

Завод «Ярполимермаш» отмечает в эти дни свой 80-летний юбилей

В необъятном архиве ЗАО «Ярполимермаш-Татнефть» бережно хранится множество исторических документов – от знаменитого приказа № 1 по механическому заводу Ярославского резиноасбестового комбината до поблекших от времени фотографий. На одной из них – группа первых руководителей и инженерно-технических работников. Их было 18 человек: у всех суровые лица, пронзительные взгляды. Создатели уникального производства словно спрашивают своих последователей, живо ли сегодня дело их жизни, продолжают ли современники славные традиции, зародившиеся в далёкие тридцатые годы?

 

автор Сергей МОЛОКОВ

 

Трудовой подвиг первопроходцев удивителен: они буквально «с нуля» на пустынном волжском берегу в районе Полушкиной рощи построили уникальное предприятие, заложив основу для развития сразу двух отраслей – химической и машиностроительной. На старте индустриализации для Московского, Нижегородского и Ярославского автозаводов, которые начали выпуск первых советских автомобилей, требовались шины. Станки, оборудование, оснастка для их производства были закуплены за океаном, через фирмы, созданные г-ном Хаммером. По сегодняшним меркам подобные торговые операции называются инвестиционными проектами, и многолетний расчёт за них осуществляется из прибылей предприятий. А в годы первой пятилетки государство было вынуждено платить сразу, причём золотом и валютой, чтобы не оказаться на обочине мирового прогресса.

Ярославский автомобильный завод ещё в 1925 году выкатил из ворот свой первый трёхтонный грузовик Я-3, который был «обут» в шины иностранного производства. Спустя шесть лет в Ярославле началось строительство первого в мире завода синтетического кау­чука. Страна сотворила мировую сенсацию, опередив наи­более развитые страны. Так, Германия стала производить этот продукт только в 1937 году, США ещё позже – в 1943-м. Ярославский «Резиногигант» стал крупнейшим в Европе предприятием, в его состав входили механический, шинный, кордный, подошвенный, регенераторный и асбестовый заводы.

Механический завод, преемником которого является нынешний «Ярполимермаш», стоит в этом списке на первом месте не случайно. Именно он обеспечил все остальные производства необходимым оборудованием и оснасткой. Например, шинный завод, выпустивший первую продукцию 10 ноября 1932 года, до сих пор получает от него металлические пресс-формы, где «выпекаются» автопокрышки различных типов и размеров.

Да разве только он один! Сегодня все шинные заводы России и ближнего зарубежья отдают предпочтение продукции ярославского предприятия. Это станки и агрегаты для сборки шин, оборудование для вулканизации, вальцы, каландры, питатели и барабаны – полный спектр шинного производства. Но это лишь половина того, что выпускают яро­славцы, не имеющие в своём деле конкурентов в отечественной шинной промышленности. Технологические возможности «Ярполимермаша-Татнефти» настолько велики, что кроме изделий традиционной специализации позволяют выполнять любые заказы производственников других отраслей. Эти возможности дают собственное литейное и кузнечно-котельное производ­ство, современный станочный парк и конструкторский центр, обеспечивающий разработку проектов любой сложности в соответствии с запросами заказчиков.

– В сложные кризисные времена нам удалось сохранить не только производственный, но и научный потенциал, – говорит исполнительный директор предприятия Владимир Симонов. – За последние два десятка лет коллектив работает без крупных долгосрочных заказов, и в этих условиях инженеры и конструкторы просто незаменимы. Каждый их продукт – это по сути инновационная разработка, причём не только в шинной или строительной отрасли, но и в нефтехимической, атомной и даже пищевой промышленности. Мы сами ищем себе заказы, активно участвуем в различных тендерах и конкурсах.

Ярославское предприятие органично вписалось в состав крупнейшей российской инду­стриальной группы – нефтехимического холдинга «Татнефть-Нефтехим», владеющего самым современным в России Нижнекамским шинным заводом. Он выпускает каждую третью покрышку в стране, и помогает ему в этом оборудование, изготовленное в Ярославле. Благодаря союзу с «Татнефтью» первенец индустриализации сумел полностью обновиться: выполнил программу технического перево­оружения, внедрил системы менеджмента качества и энергосбережения, переоснастил компьютерным оборудованием конструкторское бюро. Курс на модернизацию полностью оправдался – сегодня ярославцы производят свыше тысячи наименований продукции, отвечающей мировым стандартам качества. В основном это широкий спектр оборудования, обеспечивающий изготовление шин для множества видов транспорта – от детского велосипеда до мощного трактора «Кировец».

Официальный статус машиностроительного предприятия «Ярполимермаш» получил более полувека назад, и в его славной истории есть немало страниц, повествующих о плодотворном сотрудничестве с шинопроизводителями многих стран мира: Чехии и Польши, Болгарии и Англии, Швеции и Швейцарии, Дании и Кении, Республики Кубы. Вот и сегодня продукция под маркой ЗАО «Ярполимермаш-Татнефть» кроме шинных заводов России и стран СНГ пользуется спросом в Германии, Индии, Иране, Вьетнаме и в других государствах.

Любое современное производство держится на профессионализме людей, их умении владеть станком или персональным компьютером. Работа по изготовлению пресс-форм для выпуска автошин сравнима с работой ювелира – по точности, способам обработки изделий. Но не всякий ювелир справился бы с заказом весом в пять тонн. А ярославским мастерам, обслуживающим станки с числовым программ­ным управлением, такие задачи вполне по плечу, они умеют «ловить микроны» на токарных, фрезерных и расточных работах, удивляя опытных специалистов. Так, организаторы крупнейшей международной шинной выставки в герман­ском городе Эссене, где ЗАО «Ярполимермаш-Татнефть» представляло свою продукцию в экспозиции Нижнекамского шинного завода, долго не могли поверить, что такие сложные технологичные изделия производятся в России.

Сегодня традиции первопроходцев продолжают 600 работников предприятия, отмечающего в начале декабря круглую дату. Незадолго до юбилея здесь выполнили крупный заказ общей стоимостью свыше 4 миллионов долларов – изготовили и отправили оборудование для кубинских шинников. Обычно сдержанный на похвалу директор завода не жалел тёплых слов в адрес тех, кому пришлось трудиться до глубокой ночи, упаковывая ящики для отправки за океан.

Вот ведь как круто повернулась история – восемь десятков лет назад строители завода ценой огромных усилий перетаскивали ящики с тяжёлым оборудованием, которое прибыло с далёкого американского континента. А сейчас их потомки отправляют по обратному адресу более совершенные станки и механизмы, изготовленные в тех же самых заводских корпусах на месте бывшей Полушкиной рощи.

– Груз к морской перевозке подготовили вовремя, молодцы, – похвалил рабочих Владимир Иванович. – От имени руководства компании и от себя лично сердечно поздравляю тружеников завода с 80-летним юбилеем и желаю доброго здоровья, счастья и благополучия! Спасибо всем за самоотверженный труд! Приглашаю ветеранов, всех тружеников предприятия на праздничный вечер, который состоится в театре юного зрителя 2 декабря в 17 часов.

 

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают