среда 24

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 21 ноября 2007

Мы говорим на разных языках

нет фото

Я не устаю удивляться тому, насколько художники одного поколения, живущие и творящие в одном художественном пространстве, придерживающиеся одного и того же жанрового направления и так далее... насколько они по-разному смотрят на мир и как следствие этого – насколько по-разному отражают увиденное в своих произведениях. Эти мысли вновь посетили меня на открытии сразу двух персональных, приуроченных к юбилеям авторов выставок – Владимира Ковалевского и Геннадия Атрохина.

автор Лариса ДРАЧ

 

Юбилейная экспозиция Владимира Ковалевского насчитывает около ста живописных и графических работ разных лет. Он начинал как график, но, как говорится, «по ходу жизни» все больше проникался живописью. Сегодня главная стихия Ковалевского – работа на пленэре. Собратья по творческому цеху называют его мастером реалистического этюда. Любимый жанр живописца – пейзаж. Красоты Ярославской, Костромской, Ивановской областей и, в частности, знаменитого Плёса отображены на полотнах Владимира Ковалевского.

– В работах Ковалевского профессионализм великолепно уживается с некоторым наивом в хорошем смысле этого слова. Художник свободно распоряжается плоскостью холста, пишет цветом. Работы по настроению разные, будь то пейзаж или натюрморт, но в целом они несут ощущение простосердечия и радости, – так говорит о коллеге по профессии заслуженный художник России Адольф Бул­дыгин.

Если цветовую палитру жи­вописи Владимира Ковалевского попытаться переложить на ноты, то музыкальные произведения, получившиеся в итоге этого необычного эксперимента, будь то романтическая элегия, задорная полька или насыщенный технически сложными пассажами этюд, будут звучать исключительно в мажорном ключе. Живопись Ковалевского вне зависимости от содержания произведения, жанра и техники письма мажорна по своей внутренней сути, она солнечна и оптимистична. Он очень тонко чувствует нюансы света и цвета, мастерски владеет умением передавать перспективу, ему подвластны совершенно разные техники письма – от тщательно прописанной детали до размашистого, с изобилием красочного слоя мазка. Но главное, ради чего, собственно, и ходят на художественные выставки простые, не зараженные вирусом искусствоведения посетители, – это атмосфера, которую рождают картины. Если рассматривать экспозицию работ Владимира Ковалевского в этом ключе, то созданный им живописный мир очень доброжелателен и комфортен.

Насколько мажорен и оптимистичен Ковалевский, настолько минорна и тревожна живопись Геннадия Атрохина. Это как если об одном и том же времени года – осени – один скажет «унылая пора», а другой заметит – «очей очарованье». Живопись Атрохина, безусловно, безупречна с профессиональной точки зрения (иначе и быть не может, если ее автор, Геннадий Викторович, в 60-х годах работал главным художником города Ярославля!), но внутри рожденного им живописного пространства не чувствуешь себя психологически защищенным. Хотя, возможно, и нелепо рассматривать художественную экспозицию с позиции психоаналитики.

Как художник-монументалист, Геннадий Атрохин хорошо знаком многим ярославцам: он является создателем плафона в театре имени Волкова, мозаичного панно Валентины Терешковой «Чайка», автором панно к 50-летию советской власти на фасаде Дома культуры Ярославского нефтеперерабатывающего завода, создателем интерьеров многих общественных и культурных учреждений в городе и области.

В центре внимания художника-живописца Геннадия Атрохина – деревенский русский пейзаж. (Очень хочется добавить эпитет «во всей своей неприглядности», тем паче, что изображенные на холстах объекты – накренившиеся мрачные домишки, покосившиеся заборы, размытые дороги, отсыревшие стога, нависшие сизые брюхатые тучи… – все это дает основание для подобного пессимизма.) Однако в ряде случаев художник уходит от реализма и сопутствующей ему авторской минорной цветовой гаммы в романтический пейзаж, призывая на помощь яркие, необычные, декоративно-конфликтные цвета. В этом стиле написаны работы «Золотая шаль осени» и «Осенний мотив». И присутствие этих работ в экспозиции удерживает меня от абсолютного неприятия исповедуемого им авторского стиля.

Есть художники, с которыми живешь и звучишь в одной тональности, а есть живописцы, чей жизненный и творческий лейтмотив вступает в диссонанс с твоим мироощущением. Но, в конце концов, творец – не медовый пряник, чтобы всем нравиться. Тем паче, что профессионалам от живописи творчество Геннадия Викторовича весьма импонирует. Вот как отзывается о нем искусствовед Николай Корсиков:

– Ему по душе теплая лирика гармонии пейзажа и натюрморта, обобщенная образность портретов друзей… Художник любит путешествовать по старинным русским городам, привозит из поездок пленэрные мотивы родной природы и памятников архитектуры. Его картины несут живой заряд положительной энергии и радуют красотой колорита…

Видите, какие разные мнения. Но вот что мне показалось абсолютно неуместным на столь серьезной, юбилейной выставке – так это присутствие домашнего любительского фотоархива художника, где юбиляр запечатлен во всех возрастных и жизненных ипостасях. Черно-белым, с загибающимися краями, достаточно неопрятного вида фотографиям, разложенным без системы и без каких-либо комментариев, в экспозиции отведено несколько стеклянных витрин. Подобная самодеятельность на уровне школьной стенгазеты, на мой взгляд, уместна на домашнем чествовании, но никак не в контексте персональной выставки в одном из престижных выставочных залов города.

Читайте также
  • 29.12.2012 Это не их, а моя газета Сколько себя ни помню, всегда слышала при каких-то проблемах: «Позвоните в «Северный край»?!», «Будем жаловаться в
  • 25.12.2012 Юрий КАЗАКОВ:«В Ярославле снижается уровень культуры»Знаете, что мне кажется удивительным? Практически на каждый день календаря приходится чей-то профессиональный праздник – есть день работников Сбербанка
  • 19.12.2012 «Обязательно картина называется портрет» В выставочных залах на Максимова открылась областная выставка, посвящённая одному жанру – портрету.
  • 28.11.2012 Дом, где живут картины Дом художественного творчества (таков официальный статус Даниловской картинной галереи), несмотря на провинциальную прописку, принимает выставки мастеров
  • 11.01.2008 Вот она какая, сторона родная«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…» – именно эти слова первыми приходят на ум, едва переступаешь порог выставочного зала Союза художников, где в первый
  • 25.10.2007 Геннадий Дарьин: «Что может быть лучше жизни?»В выставочном зале Союза художников открылась персональная выставка одного из старейших живописцев Ярославля, народного художника России, лауреата областной
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Велофигуристы дождя не боятсяВелосипед - самое популярное средство передвижения у пошехонских жителей, поэтому ежегодные соревнования
  • Бабье лето, спасибо тебе «Унылая пора! Очей очарованье!» Сейчас на дворе та пора, которую потрясающе точно воспел
  • Рождение колокола У входа в музей истории Ярославля посетителей в эти дни встречает стопудовый красавец колокол, отлитый