суббота 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 13 февраля 2008

Отстоим славу города неудачных памятников?

Дискуссия по поводу того, каким должен быть памятный знак 1000-летию Ярославля, развернувшаяся на страницах «Северного края» ещё в конце прошлого года, не стихает. Напротив, даже набирает обороты, привлекая внимание и находя отклик у самых разных категорий наших читателей. Очередной отзыв пришёл в редакцию в форме открытого письма губернатору Ярославской области Сергею Вахрукову и мэру Ярославля Виктору Волончунасу.

автор Соб. инф.

 

«Рука», «Нога», «Голова», «Фантомас», «Киевлянин с тортом», «Спортсмен» – так городской фольклор обозначает самые известные уличные скульп-туры, возмещая иронией декларативную пафосность и эстетическую слабость сооружений, призванных формировать облик города и провозглашать его ценности и достижения. Яро-славль давно слывёт городом неудачных памятников. И в канун 1000-летия вновь стремится удержать и отстоять это нелестное звание.

Благое дело – возвести памятный знак в честь 1000-летия города – на наших глазах оборачивается пародией на само празднование. Конкурс проектов ярко продемонстрировал не только убожество мысли и творческих потуг претендентов, но и – это главное – неготовность города понять и оценить смысл и суть предстоящего события.

Фактически празднование 1000-летия уже началось. Очевидны усилия городских властей по благоустройству города. Родился ряд важных общественных инициатив. Идёт активная сетевая дискуссия об актуальных городских проблемах. И хотя не принято говорить гостям, что к их приходу помыли полы, очевидно, что жилищно-коммунальная линия предъюбилейных дел явно преобладает над культурно-символической.

Именно это и продемонстрировал конкурс очередных неудачных памятников. В «сухом остатке» остаётся клишированное представление о Ярославле как о древнем, точнее архаически дремучем городе. Здесь по-прежнему бродят медведи в поисках единоборства с доблестными князьями-рыцарями (или наоборот). Повергнув лютого зверя, князь тут же провозглашает символы веры. А знаком этого великого единоборства почему-то становится языческий столп-фаллос.

Почти все памятники стянуты в исторический центр, насыщенный действительными артефактами культуры прошлого. Казалось бы, в перекличке с ними и могли родиться новые смыслы и значения. Но на деле именно городской центр выталкивает эти проекты из своего тела, демонстрирует их эстетическую беспомощность и содержательную бесплодность. Среди объектов доминируют грандиозные по размерам монументы, восходящие к традиции подавления или подчинения окружающей среды. Среди них почти нет малых форм городской скульптуры, формирующей уют и неповторимость локальных городских пространств. Едва ли не все образы обращены в прошлое, механистически воспроизводя многократно освоенные культурой формы. Вероятную перспективу городского развития в лучшем случае декларируют фигуры так называемых молодых людей или семейных групп (типа: будущее за ними, наплодятся и все равно будут жить). Мешанина в головах некоторых авторов не позволяет им провести важные различения религиозных и светских понятий и образов.

К сожалению, винить в этом приходится не только авторов проектов. За последние годы художественной и научной общественностью города почти не было предпринято серьёзных попыток глубокого переосмысления метафизики и мифологии города. А городские власти никак не стимулировали поиски новых смыслов и идентификаций. Бесконечное паразитирование на практически неиссякаемом ресурсе культурного наследия привело к одряхлению художественной и управленческой мысли.

Именно такую публику – необразованную, вялую, беззубую, догматичную – и представляют себе авторы проектов, «сливая» ярославцам эскизы несостоявшихся где-то в других местах проектов. Скульпторы не потрудились ни понять дух города, ни даже проверить орфографические ошибки в описаниях своих проектов.

Самое печальное, что сегодня городу почти нечего противопоставить этой вопиющей и агрессивной бездарности. Поэтому, пока ещё есть время, нужно незамедлительно предъявить весомые, отрихтованные, полноценные смыслы, значения, символы и знаки городской культурной идентичности. Следует провозгласить реальные и определённые контуры того будущего, в которое город «устремлён», если верить известному лозунгу.

И, наконец, нельзя с такой звериной серьёзностью относиться к условной, игровой и легендарной дате. Да, скорее всего, город был основан князем Ярославом Мудрым (хотя это событие по-прежнему остаётся лишь наиболее вероятной гипотезой, а не научным фактом). Дата основания – строго говоря, до 1010 года – также гипотетична. А сказание об основании Ярославля было написано в конце XVIII века, когда город обретал свой новый губернский статус.

Поэтому 1000-летие – совсем не повод державно насупить брови и глубоко вздохнуть в заботах о достатке. Больше самоиронии, улыбки, игры, азарта и теплоты, воплощённой в разнообразной городской скульптуре, разбросанной по всему городу и объединяющей его в культурно-смысловое единство. Вот что должно на данном этапе и в данной ситуации стать целью конкурса памятных знаков. Ими можно обозначить реальные городские среды, где живут реальные, а не статистические ярославцы: «пятёрка», Коровники, Кресты, Суздалка, Брагино, Сокол…

И пусть компанию «рук», «ног» и «голов» разобьют шкодные или лирические образы, аналогичные известным скульптурным брендам городов мира. Почему бы содержанием знака 1000-летия не стать историческому примирению князя Ярослава с медведицей?

А разве классический образ ярославского расторопного мужика, который снарядил птицу-тройку – символ России, не предъявляет общенациональный масштаб ярославского юбилея?

Конкурс памятников – не единственная проблема подготовки праздника. Немалую тревогу и искреннюю озабоченность вызывает разобщённость областных и городских властей, идущих к юбилею под разными лозунгами. Ярославцы определённо воспринимают памятную дату как повод поработать, а не только праздновать и готовы принять в подготовке исторического 1000-летия самое деятельное участие.

Уважаемые Сергей Алексеевич и Виктор Владимирович, в ваших руках находятся важнейшие административные и финансовые ресурсы, но без соединения их с творческими и культурно-символическими потенциалами города празднование 1000-летия Ярославля рискует обернуться чередой затратных и помпезных мероприятий, которые не принесут городу доброй славы и не откроют ему перспектив будущего.

Читайте также
  • 27.06.2012 «Котлеты» отдельно от «мух» «Странно, что общественность города так безвольна и даже не поднимает голос вообще против разрушения облика городского центра. Вроде бы должно быть
  • 12.03.2012 Каким будет памятник «Локомотиву» В «Арене-2000» состоялось итоговое заседание комиссии открытого конкурса эскизных проектов мемориала трагически погибшей команды «Локомотив».
  • 11.09.2010 Под крыльями золотого орла   Что останется в памяти людей символом юбилея Ярославля? Расширенный и обновлённый Московский проспект? Вряд ли: новый асфальт быстро укатают,
  • 19.03.2010 Каким будет памятник тысячелетию«Из газет, по Интернету знаем, что будущий памятник 1000-летию моего родного города был анонсирован на недавней предъюбилейной презентации Ярославля
  • 22.03.2008 Итоги конкурса подведеныПодведены итоги заключительного второго тура открытого конкурса проектов памятников тысячелетию Ярославля. Напомним, что из двух десятков заявок из Москвы,
  • 21.03.2008 Зачем же наступать на старые «грабли»Во второй тур конкурса проектов памятника к 1000-летию Ярославля вышли два проекта, с которыми можно познакомиться в выставочном зале имени Нужина. Один
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают