пятница 19

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 08 октября 2005

Джаз из рюмки

нет фото

Своеобразные, но узнаваемые мелодии звучат на туристической набережной Углича каждый погожий день: легендарный «Караван», который исполнял Дюк Эллингтон, «Вечерний звон» и даже «Лунная соната» Бетховена. Звуки вытекают из-под пальцев Владимира Николаевича Андрюшина, когда он касается своего музыкального инструмента.

автор Евгений СОЛОВЬЕВ

 

А играет профессиональный джазовый музыкант не на саксофоне, аккордеоне или трубе. Перед ним на треноге стоит футляр, к которому приклеены 27 рюмок и бокалов разных форм и размеров. В каждом немного воды. При прикосновении стеклянная армада издает звуки, которые сливаются в мелодии. У Андрюшина под руками две октавы.

Необычную технику игры Владимир Николаевич подглядел в Кельне. С его абсолютным музыкальным слухом и профессиональным образованием научиться извлекать звуки из воды и стекла было нетрудно. Третий сезон музыкант развлекает туристов и жителей Углича. Играет Андрюшин душевно, не халтуря. Иначе нельзя – за халтуру люди не станут платить. А ведь как ни крути, но вышел на туристическую тропу музыкант за деньгами.

Играет Владимир Николаевич с 8 утра до 6 часов вечера. С перерывами получается полный рабочий день. Расписание синхронизировано с приходом и стоянками туристических теплоходов. Сезон заканчивается в конце сентября. Играть каждый день Андрюшину не надоедает. Правда, под конец дня ломит ноги. А в холодное время замерзают пальцы.

– У меня обширный репертуар. Его хватает на три с половиной часа беспрерывной игры, – рассказывает Владимир Николаевич. – Это различные мелодии – от популярных до классики, причем «Лунная соната» Бетховена звучит на рюмках и бокалах как положено, без фальши. Еще играю «Аве Мария» Шуберта, «Песню Сольвейг» Грига, традиционный джазовый репертуар – мелодии из «Порги и Бесс» Гершвина, регтаймы.

К следующему сезону Андрюшин хочет изучить несколько новых произведений. Уже начал подбирать венгерские танцы Брамса. Если с иностранцами у Владимира Николаевича общение не клеится (плохо у него с языком), то с русскими добродушными туристами он любит и поговорить, и пошутить. Некоторых так завораживает игра на рюмках и бокалах, что задерживаются здесь на час-полтора.

У музыканта много заказов. Иные приходится исполнять экспромтом, но для него это нетрудно. За одно лето джазмен выучил наизусть «Мурку» – русские туристы заказывали чуть ли не каждый день. «Я им, конечно, наигрывал мелодию, но предупреждал, что здесь она явно не катит: «Мурка» и игра на бокалах – вещи разные, – признается он. – Часто просят исполнить «Танец маленьких лебедей» Чайковского или полонез Огиньского. За удовольствие платят неодинаково – кто доллар кинет, кто несколько евро. Наши все больше рублями рассчитываются».

– У меня нет определенной таксы, – говорит Андрюшин. – Когда спрашивают – сколько, отвечаю: решайте сами. Дали мне однажды 500 рублей: видимо, очень понравилась человеку моя необычная игра. Особенно удивляются профессиональные музыканты.

Как появляется звук на таком необычном инструменте? От прикосновения пальцев к бокалу с водой. Чем больше воды, тем ниже звук. Чтобы его извлечь, у музыканта должна быть абсолютно чистая и влажная кожа. Андрюшин перед каждой игрой протирает руки спиртом и смачивает пальцы.

Всю свою жизнь Владимир Николаевич посвятил музыке. Родился в Вологде, получил профессиональное музыкальное образование и начал колесить по стране и миру. Диплом отрабатывал в музыкальной школе, играл в филармонии в Калининграде, в ансамблях. В Латвии в 1975 году участвовал в джазовых четвергах рижского кафе «Аллегро», доводилось играть в оркестре Раймонда Паулса.

Музыкант говорит, что джаз предпочитает играть в стиле модерн. На аккордеоне и фортепьяно Андрюшин исполняет классику – Диззи Гиллеспи, Оскара Питерсона и многих других, но ему больше по душе импровизация. Например, он в джазовой манере играл «Шутку» Баха («Разумеется, так, чтобы Бах был на первом плане, а я на втором»).

Судьба забрасывала Владимира Николаевича и в мировой океан, где он при первой возможности играл джаз. Год он был матросом на плавбазе на севере Канарских островов, а потом стал океанским спасателем на судне Международного Красного Креста.

– В зону нашей ответственности входило все западное побережье Африки – от Марокко до ЮАР, – рассказывает джазмен. – Негры – интересные люди, особенно те, кто живет рядом с океаном. Если у черного ружье в руках, то ему обязательно надо выстрелить. Поэтому там постоянно происходят перевороты и иная политическая возня.

За любимую музыку Андрюшину пришлось пострадать от КГБ, как и многим другим поклонникам джаза в СССР. «Я – холерик, – говорит он, – не мог сдержать своих настроений». Например, на выступлениях играл «Песню о Ленине» в стиле джаз-модерн, после чего его и вызывали в органы. «Конечно, можно было этого и не делать, тем более что нотный текст-то у нее неважный. Но нет – это был своего рода вызов».

Перестройку Владимир Николаевич встретил на Украине. С 1986 по 1991 год играл в Донецке, где у него был свой ансамбль. Потом семья приехала в Москву. Жена решила купить для летнего отдыха дом в каком-нибудь небольшом городке. Найдя где-то экологическую карту России, выяснила, что Углич – одно из самых чистых мест. Так в 1995 году джазмен оказался в Угличе. «Жена – молодец, что выбрала этот город. Тут хорошо, народ нормальный, не искривлен маразмами перестройки», – говорит Владимир Николаевич.

Андрюшин – человек рисковый. Кто бы отважился в одиночку в 56 лет поехать с пятирядным кнопочным аккордеоном «Вельдмастер» в Германию на заработки? Джазмена погнала туда нужда – подрастали трое сыновей, надо было ставить их на ноги (все сейчас учатся в Москве: старший в Бауманском, средний – в медин-ституте, младший – в 10-м классе частной гимназии).

В 2000 году Владимир Николаевич взял турпутевку и поехал в Кельн. Играл у знаменитого Кельнского собора. «Это такая громада, что голова кружится!» – восторженно рассказывает музыкант. Спать приходилось когда где, сперва даже на улице, но он по натуре человек непритязательный. Удача нашла его прямо там, на соборной площади.

– В Кельне меня заметил один влиятельный немецкий предприниматель, – рассказывает Андрюшин. – Пригласил поиграть в его ресторанах и отелях в различных странах Европы – в Португалии, Германии, Швейцарии, Голландии. Ему надо было привлечь публику в свои заведения. Накануне концертов делали рекламу, и под вечер рестораны были полны.

С тех пор Владимир Николаевич ездит в Европу на заработки каждый год. Ему оплачивают билеты, проживание в отелях, переезды по странам и питание. Месяц или полтора он работает в ресторанах и гостиницах. Западная публика его принимает и любит, чувствуя в нем профессионала. Халтура там не проходит, делится музыкант, поскольку слушатели попадаются довольно искушенные и разбирающиеся в музыке. Но в России для своих ему все равно играть приятнее.

– Я понял, что человек, который что-то умеет, нигде не пропадет, – напоследок говорит Андрюшин. – Господь дал мне способность к музыке, спасибо ему.

Этой зимой он впервые не собирается к своему знакомому немцу в Европу: нужно больше общаться с сыновьями, дабы удержать их от излишних гулянок. «Пока не до заграницы – тут больше потеряешь, чем найдешь». Поэтому Владимир Николаевич будет играть в Москве. Уже есть предложения – от московского торгового дома «Смирнов» и какого-то академического хора. Жизнь продолжается.

Читайте также
  • 12.10.2012 Нормальным пацанам это не надо Ярославль присоединился к всероссийской антинаркотической акции «Пацаны, вам это не надо!»  
  • 05.10.2012 Вечные звуки Седьмой симфонии Это было сорок лет назад. В Ярославской филармонии. Зал, как всегда в те времена, был полон. Мы ждали «Ленинградскую» симфонию Дмитрия Шостаковича.
  • 04.07.2012 Где эта Индия?Больно слышать или читать о том, что где-то от нерадивости мельчают озёра и реки, вырубаются леса, пустеют деревни. И вдвойне больно видеть, что это происходит рядом.
  • 20.06.2012 Благодарность на имя начальника УМВДНа имя генерал-майора полиции Николая Ивановича Трифонова по­ступило письмо от жительницы Ярославля А. Забелиной, в котором она благодарит следователя
  • 14.06.2012 Дожди идут, но над Управдомом не каплет С тревогой взирают на небо и внимают прогнозам погоды жители второго корпуса дома № 29 по улице Труфанова в Ярославле. Любая дождевая тучка сулит им большие неприятности.
  • 18.05.2012 Долг, который отдавать приятноВосемь ярославских многодетных семей награждены областной медалью «За верность родительскому долгу» и денежным поощрением в 30 тысяч рублей.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают