пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 25 марта 2008

Камо грядеши?

Польский писатель Генрик Сенкевич назвал свой знаменитый роман «Quo vadis?», что означает «Куда идёшь?» У нас название перевели на древнеславянский лад: «Камо грядеши?» Фраза давно стала расхожей. Куда грядёт Россия, что сулит ей будущее, да и есть ли оно у неё?

автор Владимир Жельвис

 

Видно, тема эта назрела так, что о ней одновременно заговорили сразу несколько каналов: спорили в «Что делать?» («Культура»), обсуждали в «Воскресном вечере» (НТВ), пытались понять «В центре событий» (ТВЦ).

Будущее. Для тех, кто не знает: в древних языках будущего времени могло не быть. Настоящее было, прошедшее было, а будущее выражалось настоящим, разве что с помощью слов типа «завтра» или «через пять дней». И на теледебатах прозвучала похожая мысль: «Будущего нет, будущее делаем мы сами сегодня».

Естественно, что собравшиеся на теледебаты видели будущее каждый по-своему. Ведущий Виталий Третьяков выражал робкую надежду на лучшее: вот решили, будто бы власти закрыть-таки целлюлозно-бумажный комбинат на Байкале, пусть лет через пятьдесят, но поняли, что 25 процентов пресной воды на планете – это богатство не хуже нефти с газом, и скоро водоёмкие производства всего мира станут на нас поглядывать с большим интересом. Значит, думаем о будущем, а не только профукиваем нынешние запасы, обкрадывая грядущие поколения.

Но преобладали грустные мотивы. Вспоминали анекдот времён смерти Максима Горького. На собрании Политбюро предлагается увековечить память писателя: назвать его именем Нижний Новгород, главную улицу Москвы, пароход, самолёт, колхоз… Когда спросили К. Радека, он сказал, что все эти предложения – недостаточны для нашего славного Буревестника революции, и предложил назвать всю нашу эпоху… «Максимально Горькой». Шутка, однако.

По мнению выступавших, мы приближаемся к большому социальному взрыву. Россия имперская, Россия коммунистическая, теперь вот Россия, если можно так выразиться, либеральная… Меняется система координат, стиль жизни. Совсем недавно люди из сельской местности бежали в города, теперь экологические проблемы и развитие транспорта побуждают тех, кто побогаче, жить «на природе» и только ездить на работу в город. Крестьянин вымирает как класс, его место занимают бизнесмены, которым нравится дышать воздухом соснового бора и собирать грибы и ягоды чуть ли не с крыльца своей виллы.

А между тем… Жуткие цифры, озвученные на дискуссиях, бросали в дрожь. Что сулит России будущее, если, к примеру, число разводов превышает число браков, если так называемых гражданских браков у нас что-то около трёх миллионов, десять миллионов мужчин не платят алименты, три тысячи детей в год гибнут от рук родителей, а десять тысяч малышей до трёх лет подвергаются сексуальному насилию, пятьдесят восемь тысяч несовершеннолетних детей насилуют их отцы или отчимы. Что на таком фоне означают призывы властей рожать больше детей? Ну родим больше, и что с ними делать потом? Если матери сами приводят своих детей в притоны, а хозяйки этих притонов в крайнем случае получают год условно, а нерадивые родители платят 150 рублей штрафа?

У нас изменилось отношение к детям. Раньше дети были радостью, а теперь – обузой, они мешают получать кайф. Люди не готовы к рождению детей, не готовы девчонки, их рожающие, как не готовы мальчишки, их дев­чонкам делающие. Нет, делать детей – это всегда пожалуйста, а вот растить их, заботиться о них, чем-то для них жертвовать – это увольте. Ну их всех в болото. А ведь именно дети и есть наше будущее. Так что камо грядеши? А вот туда и грядём.

Наверно, нерадивых и преступных родителей надо лишать родительских прав. И что дальше? Отправлять детей при живых мамах в детские дома? Всем известно, что из этого получается: дети своих непутёвых пап и мам любят всё равно, сбегают назад к ним, а если выходят из детского дома, то неприспособленными к жизни и кончают часто плохо. Зато их много, статистика роста населения получается благоприятнее…

Кстати, говорили на одной из встреч, в США детских домов нет совсем, разбирают детей по семьям буржуи проклятые…

Недавно по всем экранам прошёл эпизод с боксёром, который отпустил своего сынишку одного поздним вечером погулять, а потом убил человека, который, ему показалось, хотел ребёнка изнасиловать. Отца всенародно объявили героем. Герой-то он, может, и герой, но почему он ребёнка нескольких лет от роду отпустил на улицу одного? Это отдельный эпизод, или его сын постоянно слонялся по двору без надзора? Хорошо бы узнать.

Нисколько не легче от того, что не только у нас такая беда. Вот и Ватикан обеспокоился, Папа увеличил список смертных грехов, среди которых, кстати, использование контрацептивов: пусть рождается больше детей, а что с ними будет дальше – см. выше. Но сама забота церкви понятна и оправдана, тем более что роль религии во всём мире падает неуклонно и стремительно. Что прискорбно, потому что, как отмечали «В центре событий», забота о душе отошла у нас куда-то на периферию, чувство греха притупилось, а такое состояние общества полностью соответ­ствует состоянию, так живописно нарисованному Иоанном Богословом в «Апокалипсисе».

Так что же, в самом деле, делать, не ждать же конца света, сложа руки. Предложения не отличались своеобразием. Предлагалось создать этакий новый рыцарский орден меченосцев или новую религию, объединившую людей во имя их же спасения, предложившую новые перспективы. Вот при советской власти нам давали пусть ложную, но всё-таки перспективу, символизированную Дворцом Советов. Давайте придумаем цель истинную, реализуемую, и всё будет хорошо. Дело за малым…

А с противоположной стороны, известный адвокат и политический деятель М. Барщев­ский требовал раздать мирным гражданам оружие для самообороны. Тоже средство навести порядок. У преступников оно есть, дайте и нам. Может, в более законопослушной стране в этом и есть какой-то смысл, но у нас такая пальба начнётся! Да и есть у нас уже доступное так называемое травматическое оружие, и на экране мы видели, как пьяные подростки пуляют друг в друга, а потом корчатся от боли. А если пули из этих пистолетов пробивают толстую фанеру, то почему из них и убить нельзя? И ведь уже убивают. За последнее время из этого оружия уже убит 21 человек. Ну давайте сделаем, как в США, где любое оружие продаётся чуть ли не на каждом углу. А какая бойня из этого получается, мы узнаём из тех же теленовостей.

Так что нет, это не выход. Да и если разобраться: кто скорее выхватит пистолет, бандит или обычный обыватель? И у кого его скорее отберут? Бандиту и покупать его не будет нужды, государство обеспечит.

На «Воскресном вечере» мечтали о настоящей оппозиции правящей партии. Не нынешней картонной, а настоящей, которая бы всерьёз критиковала власть и имела возможность когда-нибудь сама властью стать. Партия, говорила И. Хакамада, это идеология, средства коммуникации и деньги. Со всем этим у нынешней «оппозиции» так плохо, что говорить о ней всерьёз просто смешно. В. Соловьёв саркастически заметил: наша демократия – это дискуссия на серьёзную тему на канале «Звезда» в шесть часов утра! А что? Вам предоставили возможность критики? Предоставили. Ну и радуйтесь. Марш согласных – разрешим охотно, марш несогласных – разгоним «черёмухой». Но мы в принципе – за оппозицию, а то как же! Просто у нас оппозиция какая-то не такая.

Конечно, проще всего сидеть и надеяться, что пронесёт. Это как переходить улицу на красный свет: я знаю, что кого-нибудь обязательно задавит, но не меня же!

Ни одна из передач, естественно, на вопрос о будущем России ничего определённого не ответила. Тем более, что после того, как мир согласился с провозглашением самостоятельности Косова, передел этого самого мира во вполне обозримом будущем представляется очень даже вероятным. Больше двухсот точек на земном шаре стремятся к такой же независимости, а давать им её никто не собирается. Это означает войны, это означает распад не одной страны, и нашу страну сия беда не обойдёт.

Камо грядеши, Россия?

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают