четверг 18

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 07 апреля 2010

Фабрика грёз или учитель жизни?

Пятый, петербургский канал ТВ уверенно занимает второе место после «Культуры» по количеству умных передач. Видимо, всё-таки недаром северную столицу России считают интеллектуальным центром страны.

автор Владимир ЖЕЛЬВИС, профессор ЯГПУ им. К. Д.Ушинского

 

Несколько дней назад Дмитрий Быков в своей программе «Картина маслом» провёл на Пятом обсуждение нашумевшего американского блокбастера «Аватар». Разговор получился шумным и поучительным. И было о чём шуметь. Ведь и в самом деле: что такое «Аватар»? Сказал ли фильм что-то новое, задел ли за живое любителей сесть и задуматься? Да нет, идея защиты малых народов или уничтожение природы – всё это, конечно, актуально, но чтобы об этом говорить с экрана, надо показать события под каким-нибудь новым углом. А здесь мы увидели, главным образом, прекрасные спецэффекты, такие прекрасные, что показалось, будто именно они и были главной задачей режиссёра Кэмерона. На обсуждении говорилось, что сверхзадача «Аватара» – увести зрителя от реальности, вовлечь его в мир компьютерной технологии да там и оставить. Техничность убивает содержание! О да, занятно, когда, нацепив особые очки, ты видишь, как прямо перед тобой в воздухе плавают фантастические бабочки, или когда хочется отшатнуться от летящего прямо на тебя чудовища с разинутой зубастой пастью. Ну а дальше-то что?
Кстати, при желании можно было бы развить некоторые идеи, чуть затронутые в сценарии «Аватара». Кинокритик Лебедев на обсуждении отметил в этом смысле идею предательства: как ни крути, а главный герой изменил своему народу. Можно было бы оправдать или осудить его поведение, но этот момент, кажется, никто и не заметил, ни зрители, ни режиссёр.
Можно было бы сосредоточиться на проблемах инвалидов. Говорилось, что иные из них многократно ходили на этот фильм, точнее приезжали в инвалидных колясках, чтобы поверить в возможность вернуться к нормальной жизни, как это получилось у главного героя. Но получили они лишь жиденькую манную кашку, лишний раз травящую им душу.
Чуть больше авторам фильма удалось сказать о конфликте культуры и цивилизации. Ещё с начала ХХ века, со времени выхода знаменитой книги Освальда Шпенглера «Закат Европы», мы знаем: цивилизация есть завершение, исход культуры. Каждая культура завершается собственной цивилизацией.
В самом деле: огромные электростанции на Волге, символ нашей цивилизации – это хорошо? Разумеется: что бы мы сегодня делали без электричества, вырабатываемого этими гигантами? Но если задуматься, ведь эти ГЭС уничтожили Волгу, превратив её в несколько вялотекущих водоёмов. Да, прекратились пагубные волжские разливы, но символа нашей культуры не стало! Несомненная польза победила культуру окончательно и бесповоротно.
Такие примеры можно продолжать бесконечно. После войны надо было поскорее дать жильё миллионам бездомных, тем более что и до войны-то для простых граждан строилось всего ничего. И вот вся Россия теперь застроена безликими коробками, «тарой для жилья», в которой жить, конечно, удобнее, чем в развалюхе, но на которую с улицы глаза бы не глядели. А красивые старинные городские центры вроде ярославского сжимаются, как шагреневая кожа: всем богачам и чиновникам хочется жить в центре, но непременно в новом доме, торчащем среди уютных особняков позапрошлого века, как прыщ на атласной щёчке Мисс Вселенной.
Вот в «Аватаре» происходит нечто подобное. Существует мирная цивилизация со своей самобытной культурой, живущая в полном согласии с природой. Но на беду обнаруживается, что эти туземцы живут на полезном сырье, способном обогатить пару промышленников. И начинается быстрая и бесцеремонная оккупация чужих земель: не уйдёте добром – пеняйте на себя. Лук и стрелы против современных огнедышащих стальных чудовищ. По сути то же, что происходило с индейцами во времена создания нынешних Соединённых Штатов. В этом отношении фильм весьма политкорректен: белые колонизаторы – плохие парни, уничтожаемые аборигены – хорошие. Непонятно, правда, как после вроде бы полного уничтожения местных жителей они все оказались очень даже живыми, но не будем придираться к сказке. Кино всё-таки, что вы хотите.
Что у создателей фильма получилось на сто процентов, так это образ главного героя, супермена, нового Бэтмена, героя из «Великолепной семёрки», Джеймса Бонда, Микки-Мауса, наконец.  Получился и традиционный голливудский финал, когда в последней отчаянной схватке сходятся два антагониста, олицетворяющие Добро и Зло. Побеждает, разумеется, всегда и всюду только Добро, как же иначе... Не напрасно же прозвали Голливуд фабрикой грёз.
В принципе мы можем делать такие «Аватары» не хуже, чем американцы. Только зачем нам тащиться в обозе Голливуда? Пусть голливудские ленты смотрят, лениво жуя поп-корн, те зрители, которые думать не привыкли. А для думающего зрителя мы можем снять совсем другое кино. И такие фильмы у нас есть – из сравнительно недавних вспомним хоть «Остров» и «Царь» Лунгина или «Утомлённые солнцем» и «Двенадцать» Михалкова.
Дмитрий Быков считает, что наш народ в большинстве не готов смотреть серьёзные фильмы. Если вспомнить телекадры, где, судя по внешности, вполне вменяемые зрители сползают со стула, заливаясь хохотом над вульгарными шутками Петросяна и его подельников, то с Быковым можно было бы и согласиться. Но ведь и на серьёзные фильмы ходят! Ну, пусть поменьше, но всё же.
Даёшь россиянину умное кино!

Читайте также
  • 20.12.2012 Кино, которое ведёт к храму Эта медаль, учреждённая общественным движением «Россия православная», – награда за общественную деятельность на ниве просвещения,
  • 05.12.2012 Кино опять востребованоВ Переславле-Залесском торжественно открыли новый кинотеатр. И назвали его тоже торжественно – «Оскар».  
  • 01.12.2012 Ему 45 – и он «ягодка» опять! Жители Пошехонского района отметили 45-летний юбилей кинотеатра «Юбилейный», который находится в райцентре  
  • 22.11.2012 «Роман и Франческа»: встреча с Людмилой ГурченкоВ прошлом сезоне абонемента «Кино в лицах знаменитых...» мы показали замечательный музыкальный фильм-сказку «Мама» в честь актрисы-звезды, которая угасла.
  • 15.11.2012 В гостях у «Пошехонского мишутки» Состоялся IV Открытый районный фестиваль анимации и киновидеотворчества «Пошехонский мишутка». В фестивале приняли участие городская студия
  • 13.11.2012 Перекоп как место встречи Просмотром документального фильма «Затрапеза» открылась в ДК «Красный Перекоп» встреча с ярославцами представителей региональной
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают