Точное число заключенных Волголага - строителей Рыбинской ГЭС, погибших на дне водохранилища, расстрелянных, умерших в камерах и на каторжной работе, наспех захороненных на его берегах, - не установлено. Живых свидетелей работы жутких жерновов репрессий в Рыбинске осталось всего двадцать два. Ирония судьбы - ровно столько же памятников "вождю мирового пролетариата" до сих пор возвышаются над столицей Волголага. Десять лет попытки местных историков, учителей и школьников пятнадцатой школы в Переборах, ведущих активную поисковую работу, разбиваются о глухую стену равнодушия местных властей. Несколько эскизных проектов памятника разработали местные художники и архитекторы, документацию и свои предложения местный "Мемориал" передал в администрацию. Но вскоре выяснилось, что все бумаги... безвозвратно потеряны.
Еще один удивительный факт вспомнили участники рыбинского "Мемориала" на состоявшемся на прошлой неделе собрании в библиотеке общественно-культурного центра. В 1999 году финские кинодокументалисты вели съемки фильма о Волголаге в Рыбинске. На фоне барака, где располагался волголаговский штаб, известный в Рыбинске политзэк Ким Катунин рассказывал о зверствах тюремщиков и надзирателей на стройке. На следующий же день в микрорайон Переборы приехал бульдозер и снес с лица земли этот барак. На местах массовых захоронений святотатствующие огородники без тени сомнений выращивают картошку. Большой крест, поставленный учениками 15-й школы в Александровском, на могиле узницы Волголага поэтессы Анны Радловой, вандалы сломали и тут же бросили. Об этом напомнил директор музея Мологи Николай Макарович Алексеев.
На собрании был представлен эскиз памятника, предложенный архитектором Ольгой Протасовой. В трехметровой стене, сложенной из переборских камней и олицетворяющей плотину ГЭС, узкий просвет в форме православного креста. Эскиз одобрили многие участники совета. Окончательный вариант памятника и место, где он должен быть установлен, мемориальцы выберут на очередном совете. Пока предложен вариант в районе кабельного завода, на развилке дорог в Переборы и на ГЭС, где шумит аллея из пихт и сосен. Здесь еще остался один из бараков Волголага, здесь была деревня Перебор, куда свозили политзэков и распределяли по стройкам и лагерям.
Рыбинский краевед Евгений Балагуров высказал свои аргументы: людям, приезжающим поклониться памяти своих предков, нужны уединение и покой. Лучше, если памятные камни будут поставлены на местах массовых захоронений репрессированных. А грандиозный мемориал - огромную плотину - репрессированные возвели сами на костях своих товарищей.