пятница 30

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
?
Май, 2025
Сегодня
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
Выберите дату
Янв
Фев
Мар
Апр
Май
Июн
Июл
Авг
Сен
Окт
Нов
Дек
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 07 сентября 2002

После развода такого масштаба я не имею права на ошибку

В течение целого года два театра - кукол и юного зрителя - объединенных не только аббревиатурой ЯГТО, но и общим зданием, финансовыми документами и немалым хозяйством, лихорадило. Листовки и демонстрации в поддержку главного режиссера ТЮЗа Александра Кузина, назначение и последующий уход

автор Лариса ДРАЧ.

 

с руководящего поста искусствоведа Нины Шалимовой, бесконечные собрания труппы - этих фактов было предостаточно, чтобы понять: ситуация в театрах складывается взрывоопасная. 4 апреля нынешнего года, еще в рамках ЯГТО, на пост директора ТЮЗа была назначена Наталья Николаевна Прокина. Человек она в театре не новый, но абсолютно неизвестный в околотеатральном мире. Четыре месяца Наталья Николаевна упорно отказывалась от общения с прессой, ссылаясь на то, что говорить пока, собственно, не о чем. И лишь после того, как состоялось предсезонное собрание труппы ТЮЗа и прорисовались конкретные задачи и перспективы дальнейшего развития театра, новый директор согласилась на встречу. Первое визуальное впечатление: натянута, как струна, балетный разворот плеч, немногословна, сдержанна в эмоциях, просчитывает каждый жест, взгляд, интонацию. Бизнес-леди, а не "богемный" человек театра.

- Давайте знакомиться...

- По образованию я историк, закончила наш Ярославский государственный университет. В ТЮЗе работаю с первого дня его основания, до недавнего времени была завтруппой. Начинала работать с Сергеем Розовым, потом со Станиславом Таюшевым, и вот уже тринадцать лет идем "рука об руку" с Александром Кузиным.

- А как получилось, что историк по образованию попал в театральную среду?

- Дело в том, что историку вообще найти работу сложно - это либо школа, либо архив, либо музей. Вот, собственно, и все. Из моих сокурсников и просто знакомых историков единицы работают по специальности - те, кто защитил диссертацию. Мне было просто жаль тратить на это время, хотя и тема уже была, и кандидатский минимум сдан, и был ряд печатных публикаций. Не захотелось. К тому же я вышла замуж и пришлось выбирать - наука или семья. Я выбрала семью.

- И оказались у истоков создания театра? Это случайность?

- Не думаю. Это было осознанное решение. Я всегда любила искусство, театр, живопись. И выбор образования объясняется именно этим: все-таки история близка к искусству.

- Вы стали директором ТЮЗа после продолжительной скандальной истории. Как вас приняли в новом качестве?

- Действительно, театр переживал очень непростой, тяжелый период, который сказался и на внутренней жизни коллектива, и на человеческих отношениях. Нам было очень тяжело. Но в результате мы теснее сплотились, появились доверительные отношения. Что касается меня, то назначение было достаточно неожиданным. Я очень долго думала, прежде чем принять это решение. Предложил мою кандидатуру Александр Сергеевич Кузин и, как ни странно, его поддержал Дмитрий Ардальонович Стрекалов.

- Последовали ли кадровые перестановки после вашего назначения?

- По сути, нет. Идет обновление. В труппу приняты молодые талантливые студенты, девять человек, весь последний курс Александра Сергеевича.Они пришли не с пустыми руками, а с двумя готовыми спектаклями - "Панночка" и "Мурлин Мурло". И хотя мы говорим о том, что спектакли просто перенесены с учебной сцены на нашу, по существу, они сделаны заново - костюмы, техника, оформление - все.

- Самое сложное, с чем вам пришлось столкнуться?

- Объем хозяйственных забот. В театре долго не было капитального ремонта, состояние сцены не выдерживает никакой критики, крайне запущены осветительная аппаратура, вспомогательная техника.

- То есть раньше вам, как завтруппой, приходилось в основном работать с "человеческим материалом", а сейчас - занимаетесь хозяйством?

- Никуда от этого не денешься. Честно говоря, я не думала, что это требует стольких усилий, нервов и времени для решения и таких денежных вложений. Я очень благодарна и департаменту культуры, и администрации города за понимание и поддержку.

- За этот период времени вы еще не адаптировались к новым обязанностям?

- Для меня процесс назначения был настолько запутанным, что я сама не разберусь, сколько времени я директорствую. Получилось так, что меня назначили директором еще в рамках ЯГТО. Это был период, когда мы со Стрекаловым занимались "разводом" - разделом имущества, документов. Должна вам признаться, что далеко не каждой женщине суждено пережить развод в таких глобальных масштабах. Процесс был очень тяжелый - это же единый механизм, единое хозяйство: делили мебель, тряпки, телевизоры, посуду, телефонные номера, средства... Театр мы сейчас создаем с нуля - с устава, со штатного расписания.

- Получается, что вы сейчас проходите директорские университеты? - Приходится учиться. Я действительно учусь - в Московской академии предпринимательства. Увы, не могу сказать, что учусь хорошо.

- Учеба - это следствие назначения или предчувствие его?

- Я поступила в академию до назначения на должность директора. Раньше учеба шла более плодотворно, потому что было больше времени.

- Какие перспективы развития театра вы видите?

- Театр только начинает свою жизнь, он ее складывает по миллиметру ежедневно и ежечасно. Учитывая, что художественным руководителем остается Александр Кузин, перспективы у нас есть. И планы намечены, и дай Бог сил и здоровья, чтобы их осуществить. И денег, конечно, потому что любые планы требуют стабильной экономической жизни театра.

- Если уж говорить о ТЮЗе как о новом, только что создающемся театре, не боитесь ли вы конкуренции с другими, "раскрученными" театрами?

- Конечно мы заинтересованы в том, чтобы люди шли именно к нам. Но за годы существования ЯГТО у театра появился свой зритель. Многие ходят на все спектакли, не пропускают ни одной премьеры уже долгие годы. Они не столько наши зрители, сколько наши друзья. И стоит ли вообще делить театральную аудиторию? Если они любят театр, то сегодня пойдут в Волковский, завтра в камерный, а послезавтра - к нам.

- У вас семья театральная?

- Семья у меня директорская. Дочь - студентка отделения культурологии педагогического университета. А муж - генеральный директор.

- Генеральный директор чего?

- Господи, сама не знаю. Центр управления... где-то визитка была, сейчас посмотрю... вот, инвестиционными проектами.

- Дома обсуждалась тема вашего назначения? Вас поддержали? Ведь раз супруг знает, что такое директорское кресло, он представлял себе и груз обязанностей, который свалится на ваши хрупкие плечи?

- Конечно, обсуждалось все и неоднократно. Мои домашние очень переживали, когда у нас был этот сложный период. И они меня поддержали в моем назначении. Хотя и не представляли себе всех последствий: теперь им приходится жить без обедов и ужинов.

- На что-нибудь остается время? Как вы живете вне театра?

- У меня просто нет времени вне театра, голова постоянно занята только им одним.

- Вы относите себя к породе трудоголиков? Не можете отключиться от проблем, когда закрываете дверь рабочего кабинета?

- У меня так не бывает. Театр живой, постоянно развивающийся организм, и он не прощает даже временного забвения. Это же не просто контора, в которой сидишь с девяти до шести. Если так относиться к театру, то нужно просто уходить и заниматься другим делом. Я не способна забыть о нем ни на секунду. Я - человек театра.

- Ваши домашние не ревнуют?

- Нет, конечно. Они приходят на все спектакли. У меня дочь здесь выросла за кулисами, как у любого театрального человека. Когда Анечка была маленькая, Александр Сергеевич ставил "Золушку". Деть ребенка было некуда, она все время сидела на репетициях. Так вот, в четыре с половиной года весь текст "Золушки" с распределением по ролям наизусть знала.

- А почему тогда ваша дочь не пошла в театральный? Уж она-то точно человек театра, раз выросла за кулисами?

- Я никогда не влияю на выбор своих близких. Захотела дочь получить образование культуролога, пусть получит. Считает муж нужным для себя поменять работу, пусть меняет.

- Получается, что на домашнем совете у вас лишь совещательный голос, а не директорское вето?

- У нас вообще принято совещаться, а не накладывать резолюции.

- Кто вы по жизни - романтик, прагматик, оптимист?

- Я реалист и по жизни, и по работе. У меня не должно быть перекосов в ту или иную сторону. Чем ты трезвее оцениваешь ситуацию, чем быстрее и взвешеннее принимаешь решение, тем лучше и для коллектива, и для тебя лично.

- Значит, и амплуа психолога вам знакомо не по наслышке?

- Да, и психологом, и психоаналитиком я стала еще во времена завтруппой. Это входит в прямые служебные обязанности любого руководителя.

- У вас есть какие-нибудь увлечения помимо театра?

- Какие? При таком рабочем графике... Когда есть пара свободных часов, и когда мужу становится меня очень жалко, мы выезжаем на природу. Пожалуй, это все.

- Но сейчас самые трудные времена вы уже пережили? Жизнь переходит из минора в мажор?

- Это не мажор и не минор - просто начинается абсолютно новая жизнь. Она изменилась с точностью до наоборот в одночасье, все нужно создавать своими руками и при этом еще не ошибиться.

- Потому что права на ошибку вы уже не имеете?

- Не имею.

Фото Геннадия ДЖУЗЕНОВА.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают