среда 08

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии






Люди ищут

Как повысить самооценку мужчине в отношениях

повышения самооценки и уверенности в себе! Изменись

rakhubovska.com


на печать

Комментировать

пятница, 27 сентября 2002

Доброе сердце отыскали в Северной Пальмире

Премьера "Щелкунчика" - 2002, показанного намедни труппой Юрия Петухова "Хореографические миниатюры" на гастролях в Ярославле, без малого год назад не была такой шумной, как сенсационная шемякинская. Всемирно знаменитый художник в роли сценографа-постановщика, судя по прессе, буквально потряс питерский бомонд неистощимой мрачно-язвительной фантастикой в духе великого немецкого сказочника Гофмана.

автор Юлиан НАДЕЖДИН.    фотограф Сергей МЕТЕЛИЦА.

 

Но и спектакль Петухова был с интригой, вызвал восторги и протесты. Новый художественный руководитель театра Леонида Якобсона сработал в духе Мастера. прочитал свежим взглядом великую партитуру, вдоль и поперек зачитанную в том числе и классиками хореографии ХХ столетия от Лопухова и Вайнонена до Баланчина, Ролана Пети и Григоровича. Худрук "Миниатюр" не стал ломиться в открытую дверь, размышляя, к примеру, над тем, как примирить мрачноватого Гофмана с духоподъемным Чайковским. Идя от музыки, Петухов перенес действие из Германии в... Санкт-Петербург, и как раз тех времен, когда Петр Ильич передавал для постановки сочиненную по сценарному плану уже заметно сдавшего семидесятипятилетнего Мариуса Петипа эту последнюю свою балетную партитуру. Так, помолодев лет на сто, сказочник и чудодей Дроссельмейер однажды под Рождество оказался в Северной Пальмире среди виц-мундиров госсоветников и кринолинов их дам. Что привело сюда этого, как мы видим в спектакле, вполне компанейского незнакомца с черным пластырем на глазу, похожего на видавшего виды путешественника-морехода? Как и подобает независимо мыслящему балетмейстеру, ответ на этот вопрос Юрий Петухов искал не в либретто, а в музыке, причем, не столько в нотах, сколько между нот и за ними. Что у Чайковского "за нотами", лучше любого теоретика объяснил он сам: "Там, где не задето сердце, не может быть музыки". В его версии почти нет "ходячих мизансцен" и жестикуляции, кукол и мышей играют актеры, а история первой любви Маши и Принца (в этих партиях лауреат международного конкурса Мария Якшанова и Николай Семенов) рассказана сквозным танцем-действием, его словно устремленной от земли зримой музыкой. Воспитанный на классике, но прошедший как актер и начинающий балетмейстер у своего учителя Николая Боярчикова самую серьезную школу современной хореографии, Петухов именно в ее опыте искал опору, сочиняя новый текст "Щелкунчика". Оттуда, из этого золотого запаса, - и "сломанная" пластика заводных кукол, и веселая, почти цирковая, эксцентрика поз cказочника (артист Юрий Андреев). Оттуда же и "колющие" движения снежинок в их знаменитом вальсе, и летящие полуарабески Маши в ее вариациях, когда она, так и кажется, вот-вот дотянется до своей путеводной звезды и поймает ее в ладонь. По замыслу постановщика его cказочник странствует по миру в поисках доброго сердца. Только оно может вернуть к жизни его несчастного племянника, злыми чарами колдуньи Мышильды превращенного в куклу для колки орехов. В полном согласии не только с Чайковским, но и с Гофманом трагическую предисторию своего любимца Щелкунчика Маша узнает, посмотрев устроенное cказочником кукольное представление. Но все самое важное в этом спектакле - история оживления куклы теплом Машиной любви и преображения ее собственной души - происходит отнюдь не во сне, как в большинстве балетных версий сказки, а наяву. Шедевр стал короче на одно действие, но даже и самым придирчивым экспертам, пожалуй, не удастся упрекнуть театр в небрежном отношении к партитуре. В редакции штатного дирижера "Миниатюр", профессионального композитора Владимира Артемьева оригинал Чайковского сохранен до последней ноты. Ну а те дотошные зрители, кто не обнаружит на своем обычном месте адажио Маши и Принца, отделаются, разве что, легким испугом. Великая мелодия зазвучит в финальном дуэте главных героев - ликующим унисоном их сердец. Чайковский не любил хеппи-эндов. Нет его и в "Щелкунчике". Маша просыпается, Принц исчезает вместе с игрушками. В постановке Петухова герои не расстаются, пока не кончается волшебство музыки. На балу у советника сказочник знакомит Машу со своим племянником, молодым красавцем в вечерней паре, очень похожим на Принца. Но это, господа, - словно старый интриган подмигивает нам под занавес - уже другая история... Ярославские гастроли "Хореографических миниатюр" промелькнули, как сон. Труппа Петухова вновь отправилась в дорогу. Ее маршрут в эти дни: Кострома - Иваново и дальше во Владимир. Балетное турне по городам "Золотого кольца", посвященное предстоящему 100-летию Леонида Якобсона, закончится в начале октября в Нижнем Новгороде. На снимке: сцена из спектакля "Щелкунчик" театра из Санкт-Петербурга "Хореографические миниатюры". Фото Сергея МЕТЕЛИЦЫ. (ИТАР-ТАСС).

Читайте также
  • 20.11.2012 Золотой голос из ПошехоньяВ Рыбинске прошёл международный музыкальный конкурс «Славься, Отечество». Пошехонский район представляла Мария Кошкина.  
  • 10.11.2012 В честь Саши Доронина звучали фанфарыЭту сенсационную новость Сашины земляки и все, кто за него болел, получили в четверг прямо с телеэкрана, в торжественном финале двухчасовой прямой трансляции
  • 09.11.2012 «Золотого Щелкунчика» зовут АлександрДесятилетний Саша Доронин из Ярославля стал обладателем высшей награды XIII международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик».
  • 03.11.2012 Музыка нас связала В рамках российско-японского проекта «Чужих меж нами нет» в Ярославской филармонии состоялся концерт, в котором приняли участие студенты
  • 20.09.2012 Великие и неповторимыеАбонемент будет называться «Кино в лицах знаменитых и прекрасных», а это даёт возможность включать в его программу фильмы не только музыкальных
  • 20.05.2005 Щелкунчик в виртуальном мире Фейерверк и взрывы, воздушные бои с летающими киберкрысами, снег, падающий на зрителей, и столбы пламени, невероятные световые иллюзии, купание всех желающих
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают