Не так уж и мало...
Вообще идея положить извест-ные стихи на музыку не нова, и всегда она вызывала множество споров. Что касается обычного песенного текста, то зачастую он не является стихом. А вот для бардовского жанра это обязательно, потому что здесь в одном лице представлены и исполнитель, и композитор, и поэт.
Начнем с исполнителя. Кто же такой Олег Митяев? Уроженец Че-лябинска, сорок шесть лет, выпуск-ник ГИТИСа им. Луначарского, член Союза писателей России. Наш отечественный бард, еще в 1979 году написавший песню «Как здорово», которая сразу стала культовой в застольях и массовых мероприятиях.
Первым его партнером по сцене был однокурсник по институту физкультуры Петр Старцев, с ним Олег работал с 1979-го по 1987-й. В 1986 году они – лауреаты Грушинского фестиваля. Но звезда его взошла в середине 90-х, во время всеобщего подъема бардовской песни. А точнее, когда он начал выступать с аккомпаниатором Константином Тарасовым, историком по профессии, который сильно повлиял на стиль Олега, добавив пассажи второй гитары, гармонично войдя в музыкальную канву. Ярчайший пример этого – песня «С добрым утром, любимая» с проигрышем из фильма «Берегись автомобиля». Стиль этого дуэта переняли многие, и если взять сборник «Песни нашего века», то подобные аранжировки можно встретить почти у всех его участников. Причем до сих пор считается, что Тарасов, с которым они вместе выступали до 1999 года, лучше других чувствовал музыку Митяева.
Нынешний же соратник Олега – Леонид Марголин – в музыкальном плане более заметная фигура. Гитарист-классик, баянист и неплохой аранжировщик. У него за плечами многолетняя работа с Михаилом Таничем в группе «Лесоповал». Одно время Леонид создавал музыкальное оформление О.С.П.-студии, их замечательные песенные пародии. Однако он тяготеет к более крупным формам аранжировки, что не всегда органично сочетается с вокалом Митяева. Обычно неплохо удаются вещи с баяном на заднем плане. Первое выступление в Ярославле этого дуэта состоялось в нашей филармонии в январе 1999 года.
Иосиф Бродский – великий поэт второй половины ХХ века. В фирменном диске есть многостраничная вкладка о его жизни. О том, как он начинал, как его отправили на Север, в чем его обвиняли, как выслали из страны, как он относился к своей эмиграции, что думал по поводу Нобелевской премии. Конечно, это полезная информация. Особенно если иметь в виду, что для многих, к кому альбом попадет в руки, это будет знакомство с поэзией Бродского. В альбом входят стихотворения раннего периода – начала 60-х годов.
По замыслу создателей альбом «сшит» театральными шумами: между песнями слышны шум самолета, грохот грозы, стук капель дождя о стекло. Однако это скорее мешает восприятию материала.
Так по каким же критериям оценивать эту работу? Наверное, ключ лежит там, где исполнение Олега Митяева подчеркивает красоту стихов Иосифа Бродского.
Среди удач альбома – песня «Вот я вновь принимаю парад...». Звучание гитары замечательно подчеркивается вариациями баяна на заднем плане. Единственная вещь, где шум дождя уместен. И в ритме вальса получается осенняя картина:
И с березы прозрачной на дверь
Опускается лист полусонный.
Закрываю воду, теперь
Пусть дожди поливают газоны.
Дым плывет над трубой, и заря
Чуть кивает из сумрачной рани
Золотой головой октября,
Утопающей в мокром тумане.
Еще одна короткая вещь «Как славно вечером в избе...» с великолепными стихами под несложный гитарный аккомпанемент, которого не замечаешь, а значит, все здесь гармонично. И как ни странно, никакого шума перед песней.
Как славно вечером в избе,
Запутавшись в своей судьбе,
Отбросить мысли о себе.
И притворясь, что спишь,
Забыть о мире сволочном
И слушать в сумраке ночном,
Как в позвоночнике печном
Разбушевалась мышь...
Еще хотелось бы отметить исполнение песни «Я обнял эти плечи...». Кажется, Митяеву замечательно удалось под аккомпанемент двух гитар передать воспоминания о прошедшем, о былой любви. Очень приятно вступление баяна в «Песне», написанной Бродским в народном стиле:
Пришел сон из семи сел,
Пришла лень из семи деревень,
Собирались лечь, да простыла печь.
А вот припев в разудалом стиле совсем не вяжется с душой стиха. Что-то эстрадно-ресторанное прорывается наружу. Но ведь это не частушка, чтобы так с ней обходиться.
К «Рождественскому романсу» сделана симфоническая аранжировка, которая скорее подразумевает классический вокал. Поэтому пение и музыка, мягко говоря, не состыковываются. И еще жаль, что звучит не живой оркестр, а электронная версия. Все эти комментарии можно вполне отнести и к песням «Прощай», «Под занавес», «Стансы». А аранжировка последней песни «Пилигримы» настолько сложна, что ее под силу исполнить разве что Градскому.
Кто-то может и не согласиться с такой оценкой. И наверное, дело не только в том, насколько хорошо и бережно Митяев обошелся с творчеством поэта. Но если благодаря ему стихи Бродского станут известны молодежи, это не так уж и мало...