Ярославская организация СРП – это не союз единомышленников. Конечно, здесь не встретишь откровенной идеологической патологии: болезненной ксенофобии, постсоветской тоски о реванше и т. п. Но никто и не стремится выстроить всех в одну колонну. Общее у нас то, что мы пишем на русском языке (так сложилось) и интересны друг другу.
Может быть, и есть смысл в том, чтобы называть наш Союз демократическим. Но демократия для нас не фетиш и не догма. Демократия – это инструмент общения, позволяющий уважать творческие поиски и мнения каждого. Даже если я их не до конца понимаю и принимаю внутренне. Творческий плюрализм, разнообразие средств писательской самореализации – вот кредо нашего союза. Не спутаешь Любовь Новикову и Тамару Рыкову, Леонида Королева, о. Константина Кравцова и Владимира Перцева. И даже Максима Калинина с Александром Калининым, даром что они – родные братья…
Нет в союзе места только откровенной серости, графомании, эпигонству. Быть может, некоторые из моих коллег даже пересаливают по части требовательности к соискателям членства в Союзе. Всякий раз итоги тайного голосования по приему – неожиданный, непрогнозируемый сюрприз. Но так уж у нас повелось. Впрочем, мы всегда готовы видеть в нашем Союзе, скажем, Валерия Есенкова или Александра Белякова – ярославских писателей с широкой российской известностью. А лично я хотел бы видеть в рядах Союза и Поварова, и Горохова, и Якупова, и Ключареву, и Крупину, и Папоркову...
Общаться нам не всегда легко. У Союза нет своей, как выражается Василий Пономаренко, хаты. Нет, увы, в Ярославле литературного журнала – лучшего средства для объединения литературных сил и для общения с читателями. (Я не считаю сейчас молодежные проекты: «Гамаюн», «Игру в классиков».) Но творческое общение случается. Выходят книжки. И с читателями мы встречаемся, лицом к лицу, чаще всего в библиотеках – областной и городской. Спасибо им.
Иногда задают вопрос: а зачем в Ярославле нужны целых две писательских организации, филиалы СРП и Союза писателей России? Не лучше ли объединиться?
Проблема тут вот в чем. Когда возникло наше отделение, казалось, что размежевание между ним и писательской организацией Союза писателей России – идеологическое, политическое. Постепенно стало понятно, что политический конфликт себя в основном изжил. Хотя брататься с мракобесами как-то не тянет, но таковых в параллельном союзе все-таки немного. Их одиозные имена и репутации всем известны. Однако налицо именно творческая несовместимость. Как когда-то у шишковской «Беседы» с пушкинским «Арзамасом».
Мы ценим лучших писателей из ярославской организации СПР, но мы зачастую плохо друг друга понимаем. Слишком разные литературные устремления. Разные творческие ориентиры. Поэтому лучше, наверное, нам просто конкурировать. Мне кажется, в творческом плане наша организация пока не проигрывает. Лучшие молодые литературные силы Ярославского края – с нами. В минувшем году их селекция проходила и на организованном нами областном семинаре-конкурсе, и на форуме молодых литераторов России в Липках, куда были приглашены восемь ярославцев (девятым был я как руководитель мастер-класса). И это обнадеживает. (У кого-то, наверное, другое мнение. Вот пусть он им и поделится. Поспорим.)
С другой стороны, мы учимся находить согласие. Кое-что нас объединяет. И если уж в Москве два наших союза создали некую надстройку для защиты общих интересов, то и в Ярославле это возможно и необходимо.
Заниматься литературой, писать всегда было трудно. Сегодня эти трудности усугубились. Литература потеряла ту существенную общественную, государственную поддержку, которая была связана с ее высоким статусом, традиционно признаваемым всеми в России. Это знак тяжелого духовного кризиса, социального разброда и общего упрощения жизни. Ведь именно на площадке литературы формировалась в России повестка дня, возникало пространство дебатов о судьбах страны и народа, о предназначении человека. И ничто не заменило литературы в этом ее важнейшем предназначении. (Фиаско ТВ слишком очевидно.)
Оказалось, что наш современник больше влечется к зрелищам и забавам, чем к серьезной духовной пище. Так уже было, например, в XVIII веке, когда незрелое общество в основном обошлось без глубокого интереса к духовно насыщенной литературе. Оно просто не дозрело до нее. В этом нет вины литераторов. Или очень мало вины. Ярославцы Наталья Смирнова, Николай Гоголев или, скажем, наш не так давно ушедший из этого мира собрат Константин Васильев – кто усомнится в значительности их художественного урока и опыта?..
Здесь есть проблема для России, для того, что мы называем Россией и русской культурой, русским народом. Если у них есть будущее, то оно связано не с саботажем духовных и социальных проблем, а с безбоязненным их обсуждением и решением. Даже если от этого кому-то станет неуютно. Когда наше жутко инфантильное общество малость повзрослеет, выйдет из затянувшегося постсоветского младенчества, оно научится ценить настоящую литературу как естественную среду своей духовной жизни.
Евгений ЕРМОЛИН, критик, историк культуры.