суббота 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 21 декабря 2004

Свалка, сэр, или Убить культуру

Смеющееся, лоснящееся, довольное лицо премьер-министра.Раздраженный голос чрезвычайного министра – «здесь вам правительство, а не филармония». Высокомерное выражение лица экономического министра, сообщающего, что если кому-то на телевидении не нравится «Аншлаг», то ему лично – футбол, который поэтому и нужно оттуда убрать. Всеразрушающий гнев министра обороны, сообщающего, что убийца-дезертир перед побегом из воинской части брал в библиотеке книгу под названием «Убить мента»... И все это – на коротком отрезке репортажа в теленовостях.

 

Действительно, убивать мента нехорошо (впрочем, куда смотрел аппарат министерства, ведающего формированием библиотечного фонда, а не только воинского контингента в той части, откуда дезертировал солдат-убийца?). И уж если кого и убивать, то крайнего, а именно – культуру. Вот ее, родимую, и будем кушать, как говорится в одном среднерусском анекдоте.

Новости, воспроизводившие анекдотичную перепалку в кабинете министров по поводу культуры и показанные в четверг, сразу после репортажа о посещении президентом нового блока атомной электростанции и вслед за вчерашним – о его же запоздалом посещении юбилярши Алисы Фрейндлих, – выглядели по меньшей мере двусмысленно. В наборе формально предъявляемых публике (гражданам, между прочим!) государственных ценностей культура оказалась рядом с ядерным потенциалом. И это обнадеживает в отношении культуры, хотя может настораживать в отношении ядерного потенциала. В наборе же государственно важных объектов заботы – культура в положении Иванушки-дурачка, который и обоснованных финансовых требований не представил, и концепции не имеет, и вообще почему-то все еще под ногами путается, нет бы в сторонку отойти, на пенек присесть, лапоток сплести, частушку прогундеть...

Культурный бум обычно к выходным дням нарастает, поскольку политика уходит на плановый и ничем непоколебимый отдых. Вот и теперь – к «смачному» Макаревичу в гости пришел дважды не съеденный на тропических островах путешественник из «Последнего героя» Покровский. Соревнуясь в длине малолитражной щетины, очаровательные мужчины обсуждали проблему похудания. Лихо прокусывая на телекухне зеленый лимончик и орошая его соком рыбку, рокопопдеятель делился опытом. Редко, говорит, я ем мясо, раза два в неделю. И вновь вспоминается анекдот о новом русском, не желающем есть через силу только потому, что угощают: ну, ты прям как животное! Телекухня рекламирует порядок еды «прям как у животных»: не переедать мясное, витамины – только в натуральном виде. Кому-нибудь из только что пришедших с улицы, где отстаивали свои монетизируемые льготы, пенсионеров эти советы очень ко времени.

Культура наша повисла – нет, не над пропастью, зачем же так высокопарно и так конкретно; она повисла между двумя видами натуры – уходящей и приходящей.

Приходящая – или, простите за каламбур, преходящая – натура мелькала от первого до 11 – 12-го каналов в виде детишек из «Фабрики звезд». Авторы телешоу постепенно изменили формы подачи этой прыгающей братии, и из «фабрикантов», или «полуфабрикатов», как их именовали еще год назад, они теперь в телероликах, в рекламе первых музыкальных альбомов превратились в «звезд». Вот уж поистине как у классика: «Открылась бездна, звезд полна». Как насчет звезд, не знаю, но что бездна, в смысле – бездонная пропасть, немыслимое и вряд ли кому-то нужное количество Саш, Маш и прочих шоколадных зайцев открыла – это точно.

Уходящая натура была представлена в фильме «Звезда по имени Настя» – о Вертинской, уникальной красотке 60 – 70-х годов, блестящей характерной актрисе, которую в этом качестве мало кто знает, разве что по телеверсии «Тартюфа». Девочка из эмигрантской семьи вполне искренне рассказывала, как боялась толпы, кидавшейся у нее брать автографы у колбасных прилавков, и как любит троих своих внуков, которые знают, что ее не надо называть бабушкой. Храбро сообщала она о своей готовности сыграть «Пиковую даму», а о ее сильном характере и независимости говорили лучшие мужчины нашей кино-, теле и театральной культуры: Михалков (Никита, ибо Степан, их сын, только мелькал в кадре), Калягин, Абдулов, Костолевский.

Ах, эта роскошная Ассоль и трогательная Офелия нашего кинематографа, о которой полулестно-полупренебрежительно говорили только как о «модели». Когда она сыграла Нину Заречную в спектакле Олега Ефремова, режиссера спросили, кем его героиня станет в будущем: Аркадиной (то есть жесткой «ремесленницей», как ее изобразил Чехов) или Комиссаржевской (то есть поистине великой драматической актрисой)? Ефремов ответил: «А может быть, Вертин-ской» (то есть очаровательной, и не более того). Это было без малого 35 лет назад. Вертин-ской тогда было... 25 лет. А теперь путем несложных вычислений мы обнаруживаем истинный возраст этой далеко не безымянной звезды – помните ее капризницу из фильма с таким названием? Верите ли вы, что этой безумно женственной и за свою красоту и женственность долго не воспринимавшейся как талантливая самостоятельная личность женщине в воскресенье исполнилось 60 лет?

Субботние новостные выпуски, особенно по Первому каналу, которому было чем погордиться, опять чуть ли не назойливо вернулись к культуре. На этот раз информационный повод был связан с премией «Лавр», присуждаемой за фильмы неигрового кино. Пропуская полнометражку о един-ственном поражении Кости Дзю (как, вы, люди культуры, не знаете, кто это, не видели этого боксера с косичкой, не восхищались его убойной силой?), телевидение особое внимание уделило короткометражке, также снятой на Первом канале. Оправдывая ее оптимистичное название – «Старатели мертвого города», создатель ленты, словно побывавший в зоопарке, рассказывал: они подбирают то, что мы с вами выбрасываем, и едят то же, что и мы, любят так же, как мы, болеют и умирают так же, как мы с вами. Параллельно шли кадры самого премированного фильма – горы мусора, бульдозеры, с безнадежным упор-ством разгребающие эти кучи. Они, которые «как мы с вами», оказывается, обитатели свалок. Ну не характерно ли, что два лучших документальных фильма России в истекающем году оказались: один о спортсмене с чужой фамилией, живущем в чужих краях, другой – о нашей, родной, так похожей на обычную жизнь свалке?

Подведем итог, причем не только недели, но и телевизионного года, ибо, если повезет, я с вами, уважаемые читатели, смогу пообщаться только в новом году.

На телесвалке, где «живут такие же люди, как и мы с вами», все еще виднеются подлинные звезды – 70-летняя Алиса Фрейндлих и 60-летняя Анастасия Вертинская.

Но убить культуру, по версии военного ведомства, думаю, все же придется. Ибо если, прочитав книжку «Убить мента», солдаты сбежали из части и стали убивать, то как поведут себя телезрители, которым в 9 вечера, в субботу, когда у экранов вся страна, государственный телеканал «Россия» предлагает «самый крутой боевик года» (не мои слова – так звучит их собственная реклама) под названием «Дневник камикадзе»? На свалку эту вашу культуру, на свалку, причем всю, сразу, и не сортируя...

//Татьяна ЗЛОТНИКОВА, доктор искусствоведения.

Читайте также
  • 20.12.2012 Кино, которое ведёт к храму Эта медаль, учреждённая общественным движением «Россия православная», – награда за общественную деятельность на ниве просвещения,
  • 05.12.2012 Кино опять востребованоВ Переславле-Залесском торжественно открыли новый кинотеатр. И назвали его тоже торжественно – «Оскар».  
  • 01.12.2012 Ему 45 – и он «ягодка» опять! Жители Пошехонского района отметили 45-летний юбилей кинотеатра «Юбилейный», который находится в райцентре  
  • 22.11.2012 «Роман и Франческа»: встреча с Людмилой ГурченкоВ прошлом сезоне абонемента «Кино в лицах знаменитых...» мы показали замечательный музыкальный фильм-сказку «Мама» в честь актрисы-звезды, которая угасла.
  • 15.11.2012 В гостях у «Пошехонского мишутки» Состоялся IV Открытый районный фестиваль анимации и киновидеотворчества «Пошехонский мишутка». В фестивале приняли участие городская студия
  • 13.11.2012 Перекоп как место встречи Просмотром документального фильма «Затрапеза» открылась в ДК «Красный Перекоп» встреча с ярославцами представителей региональной
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают