четверг 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 18 мая 2011

Проводник прекрасного

На стенде у картинной галереи в Данилове нас встречает афиша, извещающая, что в этих залах экспонируются произведения режиссёра-мультипликатора, удостоенного высшей награды Американской киноакадемии «Оскар» Александра Петрова. Петров – художник мирового уровня, его выставки сделали бы честь любому музею, и один только факт присутствия его работ в Даниловской картинной галерее знающему человеку скажет очень многое об истинном уровне этого учреждения культуры.

 

автор Лариса ДРАЧ    фотограф Ирина ПИЧУГИНА

 

Дом художественного творчества (таков официальный статус Даниловской картинной галереи) уже не в первый раз принимает выставки мастеров живописи, признанных во всём мире. В своё время здесь прошли вернисажи выдающегося российского художника, продолжателя традиций русского космизма Бориса Смирнова-Русецкого, дважды сюда приезжала в гости народная художница России Джанна Тутунджан, воспевшая как никто до неё простую красоту вологодской деревни. Даниловская картинная галерея сотрудничает с художниками Ярославля, Углича, Костромы, Вологды.

Столь активное присут­ствие небольшой картинной галереи из скромного провинциального городка в культурном пространстве России – безусловно, заслуга её директора Людмилы Головкиной, хотя сама Людмила Константиновна, будучи человеком в высшей степени скромным, никаких славословий на сей счёт категорически не приемлет.

Людмила родилась в Данилове, вкус к настоящей живопи­си, пониманию прекрасного ей привил школьный учитель рисования Владимир Гуров, профессиональный художник. Сама Людмила, несмотря на хорошие способности к рисованию, художником не стала, хотя и закончила художественно-графический факультет в Костроме, а потом совершен­ствовала профессиональные навыки в качестве художника-оформителя в даниловском Доме культуры. (Как раньше, подавая надежды в хореографии и получив специальное образование по этому профилю в Ярославском училище культуры, отказалась от мира танца из-за слишком критиче­ского отношения к себе.)

Теперь надо сказать несколько слов об истории картинной галереи в Данилове. Согласитесь, далеко не каждый районный городок может похвастать таким культурным богатством. В 1995 году тогдашний глава местной администрации Андрей Евтушенко (о нём работники сферы культуры по сей день вспоминают с благодарностью, лаконично подчёркивая, что он-то к культуре относился «как надо») принял непростое решение о приобретении этого здания в муниципальную собственность с перспективой открытия картинной галереи при школе искусств. Однако годом позже учреждение обрело самостоятельность, утратив зависимый предлог «при», и стало называться Домом художественного творчества. Этот статус позволил иметь не только выставочные залы, но и художественные мастерские, где в разное время творили художники самых разных творческих направлений – от керамистов до монументалистов.

В 2004 году судьба привела Людмилу Головкину к руководству этой картинной галереей, хотя ей по сей день кажется, что она и директорское кресло – два абсолютно несовместимых понятия.

В течение года в галерее проходит от восьми до десяти выставок. Авторов для них Людмила где только не находит, пребывая в постоянных разъездах-поисках по мастерским, музеям, галереям как в нашей, так и в соседних Костромской и Вологодской областях.

– Самая большая радость в моей работе – это формирование новой экспозиции. Приятно, когда точно по мановению волшебной палочки меняется среда обитания, потому что каждый художник привносит свою энергетику, свой космос мыслей и чувств, – рассказывает Людмила.

Хотя интонация у этого, казалось бы, позитивного рассказа о жизни галереи скорее минорная. На ура все творческие затеи Людмилы Головкиной принимает лишь детвора, они – самая благодарная аудитория. Люда с удовольствием вспоминает хулиганистого парнишку, который, придя в галерею с видимой неохотой (учителя привели целый класс на внеклассное занятие), вскоре уже «строил» всех однокласс­ников, требуя тишины во время экскурсии, а уходя даже оставил запись в книге отзывов – «респект галерее». А вот посетители постарше, к сожалению, уже укоренились в своём представлении о том, что должен рисовать художник (это реалистический пейзаж с желательно узнаваемым адресом), и именно таких выставок они ждут от своей картинной галереи. Новое, непривычное обывательскому глазу искусство даниловцы принимают с трудом.

Но Людмила Головкина, настоящий музейщик в полном смысле этого слова – с жаждой творческих открытий, переполненная идеями показать землякам бескрайний мир настоящего искусства – не устаёт надеяться, что капля воды камень точит. А пока выигрывает губернаторские гранты в сфере культуры на реализацию необычных проектов: один такой, посвящённый возрождению старинного даниловского промысла – бабуринской глиняной игрушки, вызвал широкий общественный резонанс. По личной инициативе проводит многодневные пленэры для художников, выкраивая для этого не только личное время, но и находя спонсоров, что кажется уж совсем невероятным для стойкого в своих эстетических пристрастиях Данилова. На эти пленэры с радостью слетаются, точно мотыльки на огонёк, живописцы со всей России, по итогам импровизированных мастерских на свежем воздухе всегда проходит большая городская выставка, некоторые произведения благодарные авторы оставляют в дар галерее. К слову, Даниловская картинная галерея может похвастать несколькими полученными в дар коллекциями художественных произведений высокого профессионального уровня: это работы художников Ивана Хворостянова, Спартака Глушкова, Германа Блинова, есть в фондах и несколько работ Михаила Кичигина.

Картинная галерея находится на муниципальном бюджете, и хотя администрация взяла на себя расходы по заработной плате и коммунальным платежам, что тоже немало в наше непростое экономическое время, лишним рублём на развитие галереи редко когда побалует. Вот в этом году выделили десять тысяч рублей. Этими деньгами можно разве что транспортные расходы по организации выставок покрыть, о пополнении коллекции речь даже не идёт. Хотя, надо признать, и в этом вопросе администрация города идёт навстречу музейщикам: недавно вот картину именитого ярославца Адольфа Булдыгина по убедительной просьбе Людмилы Головкиной приобрели, другую художник сам галерее подарил. Так, с миру по нитке (в нашем контексте – с художника по картине) и крепнут музейные фонды картинной галереи.

– Подлинное наслаждение – работать с детьми, – делится Людмила Головкина. – И если раньше мне любая выставка казалась большой удачей, то сейчас приходится изрядно поломать голову, чем бы мне ещё удивить моих маленьких зрителей.

Именно на эти чуткие дет­ские души делает ставку в своей просветительской художественной миссии директор картинной галереи. И можно по-хорошему позавидовать городу, в котором живут и творят такие самоотверженные проводники прекрасного, как Людмила Головкина.

 

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Выбор историиТак будет называться новая выставка Ярославского музея-заповедника, которая откроется в начале 2006 года.
  • «Царская невеста» приглашает27 февраля любители музыки увидят один из шедевров мирового оперного репертуара – фильм-оперу «Царская
  • Акция «Робин Гуда» в Ярославле Музыкальный спектакль, посвященный творчеству Владимира Высоцкого, увидят жители Ярославля в сентябре.