среда 24

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 08 июня 2011

Ярославский парижанин остаётся русским человеком

Гражданство в паспорте Всеволода Шмулевича-Полонского двойное, но душа навсегда «прописана» на Родине

 

Гостем Ярославля стал в эти дни музыкант из Парижа, лауреат международных конкурсов, обладатель национальной театральной

премии «Золотая маска», дирижёр Всеволод Шмулевич-Полонский.

В Собиновском зале филармонии он встал за пульт Ярославского симфонического оркестра. Прозвучали сочинения Шопена, Сен-Санса, Чайковского (солистка Вессела Пеловска, фортепьяно, Франция).

Со старым знакомым читателей «Северного края» попил кофейку наш корреспондент.

автор Беседовал Юлиан НАДЕЖДИН    фотограф Ирина ПИЧУГИНА

 

– Вы сейчас откуда, прямо из Парижа?

– Из Парижа, но не напрямую, а через Питер, город моей студенческой юности. На фестивале «Музыкальная коллекция» с филармоническим оркестром исполняли там музыку из кинофильмов, в том числе, например, впервые в Санкт-Петербурге сюиту из музыки к картине Поланского «Пианист».

– Ваш прошлогодний успех на конкурсе «Золотая маска» тоже ведь связан с Питером? Напомним об этом вашим землякам?

– «Маской» я был отмечен как дирижёр мюзикла «Шербурские зонтики» в постановке Василия Бархатова на сцене питерского театра «Карамболь».

– Последний наш с вами «кофе-брейк» был ровно пять лет назад. Скажите, относите ли вы полученную «Золотую маску» к числу самых важных для вас событий за это время?

– Пожалуй, да. Наряду с моим первым приобщением к искусству оперы. Произошло это в знаменитейшем театре «Лисеу» в Барселоне, где я несколько сезонов был приглашённым дирижёром. В постановках «Мадам Беттерфляй», «Травиаты», «Аиды», «Хованщины» сотрудничал, общался с Роберто Аланья, Роландо Вилазоном, Натали Дессей, Еленой Зарембой. Каждый из них – поющий актёр в самом точном значении этих слов, способный жить на сцене по законам музыки, но с полной отдачей души, нервов, сил физических. Эти оперные уроки потом так пригодились мне на репетициях «Шербурских зонтиков».

– Педагогикой заниматься продолжаете?

– Преподаю в одной из региональных консерваторий – города Дуэ, недалеко от Лилля. Известна эта консерватория тем, что готовит лучших в Европе исполнителей на духовых инструментах. Городок шахтёрский, игра на трубах, валторнах, тромбонах веками была здесь испытанной терапией против болезней дыхательных путей. Шахтёры, хорошо владеющие вопросом, любят пошутить: хочешь жить, не расставайся с музыкой.

– Если бы, Всеволод Эмильевич, вы мысленно вернулись сейчас во Францию и огляделись в своей парижской квартире, что бы там напомнило вам о Ярославле?

– Бывая у нас в гостях, родители обязательно привозят что-нибудь на память. Один из последних ярославских сувениров – оберег-домовёнок из соломы. Благополучие нашей семьи охраняет, и это у него, по-моему, неплохо получается. Недавно в руках у 10-летней дочки Алисы, ученицы Центральной музыкальной школы Парижа, увидел я том Бетховенских сонат – попробовала, говорит, что-то оттуда поиграть. Этот сборник тоже у нас напоминание о Ярославле. Двухтомник фирменного немецкого издания, помню, лет тридцать назад привёз из Москвы отец – химик-технолог по профессии, с молодых лет музыкант-любитель – в подарок мне. А я тогда занимался в пятом классе ДМШ № 1. Став взрослым, я много чего поиграл из этого сборника, да и сейчас частенько снимаю его с полки, готовясь к занятиям в консерватории, где веду класс фортепьяно. Можете себе представить, что испытал я, увидев фолиант в руках у дочери.

– Какая-то «формула успеха» у вас для дочки имеется?

– Стараюсь обходиться без прямых наставлений. Но если она меня однажды спросит, что в жизни помогало мне самому, я ей скажу: и в жизни, и в искусстве, и в Ярославле, и в Париже в цене люди с искрой Божьей, мастера своего дела, надёжные партнёры. А ещё, наверное, повторю то, что говорили мне мои учителя в музыкальной школе Лапчевская, Тахер, Челноков, а позже в Питере – добрый друг нашей семьи, тоже коренной ярославец, композитор Вениамин Ефимович Баснер. Не отвлекайся, говорил он, на пустяки, не разменивайся по мелочам, не пасуй перед судьбой.

– Эти советы пригодились?

– Ещё в детстве, когда с ангиной поехал поступать в школу при Московской консерватории. Вместо этого от перенапряжения угодил на целый месяц на больничную койку с подозрением на воспаление сердечной мышцы. Сдался бы тогда – никакой абсолютный слух не выручил бы...

– Знаем вас как человека, способного трезво оценивать свои достижения. А воспарить ведь нашлось бы от чего. Не успеваем следить за вашими успехами, можно сбиться со счёта, перечисляя все ваши победы на международных конкурсах, не только дирижёрских, но и композиторских. Вы сейчас музыку пишете?

– Последний международный дирижёрский конкурс, оказавшийся для меня счастливым, проходил в испанской Кордове. Победа на нём дала морально-психологическую подзарядку. После конкурса я получил приглашение за пульт симфонического оркестра этого древнего университет-ского города. По нескольку раз за сезон приезжаю туда на концерты. Композитор во Франции – мы с вами в своё время уже говорили об этом – не профессия, он свободный художник. Большие заработки, если вы не великий, вам не светят. Наверное, мог бы, да просто не рискую жить на гонорары и премии. Предпочитаю надёжный заработок и вообще стабильность в жизни. А композиторский опыт помогает мне как дирижёру. Пример – те же «Шербурские зонтики», когда партитуру с музыкой Мишеля Леграна пришлось приспосабливать под другой, больший, чем тот, на который рассчитывал автор, состав оркестра театра «Карамболь».

– Живёте в Париже всё там же?

– Нет, пару лет назад переселились из съёмной квартиры в небольшой старинный дом в тихом зелёном пригороде со знакомыми пейзажами вокруг, эти места в долине Сены любили писать импрессионисты. А прямо перед нашим домом стоит замок Арамиса из романа Дюма «20 лет спустя».

– Пять лет назад вы рассказывали, что к вам только что переехала из Питера супруга с пятилетней Алисой и вы, оставаясь подданным России, получили долгосрочный вид на жительство во Франции. Тот документ ещё в силе?

– Получил недавно ему на смену французский паспорт. Теперь у меня двойное гражданство: российское – для России, французское – для Франции. На днях с моей партнёршей по ярославскому концерту, очень востребованной, и не только во Франции, пианисткой с оптимистическим именем Вессела гуляли мы по моему родному городу. Когда вышли к Успенскому собору на обновлённой Стрелке, вдохнули волжского простора, я, будучи человеком, не склонным к сентиментальности, с какой-то особой остротой почувствовал, что был и остаюсь ярославцем и, какие бы штампы ни стояли у меня в паспорте, в душе я русский человек.

Читайте также
  • 03.11.2012 Музыка нас связала В рамках российско-японского проекта «Чужих меж нами нет» в Ярославской филармонии состоялся концерт, в котором приняли участие студенты
  • 24.10.2012 В Европе смеются там, где мы плачемНедавно в Ярославль приезжала со своим спектаклем Полина Борисова. Она – представитель известной династии российских кукольников в третьем поколении,
  • 04.10.2012 SaM146 – двигатель инновационного и культурного сотрудничества Вот уже десять лет Россия и Франция, а именно НПО «Сатурн» и компания «Снекма» (Группа «Сафран») работают над реализацией
  • 20.09.2012 Великие и неповторимыеАбонемент будет называться «Кино в лицах знаменитых и прекрасных», а это даёт возможность включать в его программу фильмы не только музыкальных
  • 25.06.2003 В Париж, в Париж... В апреле мы рассказали о Маше Соколовой, которая впервые в истории ярославских учебных заведений получила в Парижском педагогическом институте самый высокий,
  • 16.04.2003 Взгляд Всеволода Шмулевича из Парижа "Взгляд из Парижа" - под таким общим названием пятый сезон в филармонии проходят концерты симфонического оркестра под управлением дирижера и композитора
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают