четверг 03

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
?
Июль, 2025
Сегодня
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
Выберите дату
Янв
Фев
Мар
Апр
Май
Июн
Июл
Авг
Сен
Окт
Нов
Дек
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 08 мая 2009

За спиной сапёра мин нет

Всё дальше уходит от нас 9 Мая 1945 года, но мы помним, какой ценой досталась нашим отцам и дедам Победа в Великой Отечественной войне, продолжавшейся бесконечные 1418 дней и ночей. Одним из тех, кто сражался за Родину на фронтах Великой Отечественной, был наш земляк Михаил Сергеевич Екимов.

автор Лариса ДРАЧ    фотограф Вячеслав ЮРАСОВ

 

Он родился в деревне Огарково. В годы коллективизации эту деревню «поглотил» современный посёлок Некрасовское, и на месте бывшей деревеньки сейчас проходит улица Победы. Очень символичное совпадение: ветеран Великой Отечественной войны Екимов, считающий День Победы главным праздником в своей жизни, «родился» на улице Победы.

Его отец, Сергей Николаевич Екимов, был первым председателем колхоза имени Будённого. На фронт ушёл в 1942 году.

– Мы ему ни одного письма написать не успели. Он сначала присылал с дороги весточки, а потом как отрезало: пропал без вести где-то в Смоленской области. После войны я и сам пытался искать его следы, и сыновьям наказывал… – не сложилось. Теперь вся надежда на внуков и правнуков, может, хоть они разыщут прадеда… – сколько лет прошло, а, вспоминая об отце, Михаил Сергеевич то и дело машинально утирает слёзы.

Самому Михаилу в тот год исполнилось семнадцать: пришла пора и ему самому идти на фронт. Дома остались мать и два младших брата.

– Зимой 43-го года погрузили нас в эшелоны и куда-то повезли. «Катали», наверное, суток трое, сначала, по разговорам, везли на Дальний Восток, а в итоге оказались в Клину. Определили меня в пулемётную роту, – вспоминает Михаил Сергеевич.

Первые «военные» воспоминания Михаила Сергеевича постоянно сворачивают на бытовую колею: помнит он, как переодели их, новобранцев, забрав домашние тулупчики, в неудобные, с разрезами, старые кавалерийские шинели; как учили ходить в атаку, а голодные мальчишки вместо постижения азов военной науки всё пытались раздобыть хоть что-нибудь съедобное: «Случалось, сердобольные бабки картошку-другую дадут, мы и рады…» Вскоре новобранцев отправили маршем в подмосковное Алабино.

– Учили пулемёт таскать на спине. А он тяжеленный, за пятьдесят килограммов, только солдатская скатка и спасала. Бежишь на полигон, готовишь орудие к стрельбам, а на человека дают по три-четыре патрона, что тут настреляешь? И опять хватай пулемёт да тащи его бегом, вот и вся учёба, – рассказывая, Михаил Сергеевич улыбается, но признаётся, что спина ту оружейную тяжесть и по сей день помнит.

После учёбы рядового Екимова определили в отдельный пулемётно-артиллерийский батальон.

– Не успели осмотреться, вызывает нас командир и говорит: «Будете сапёрами». «Как сапёрами? Нас же на пулемётчиков учили!» «Разговорчики в строю!»… Так я стал сапёром. Стали изучать мины – пехотные и танковые, советские и немецкие. Танковые-то у фрицев были куда серьёзнее наших, с дополнительными взрывателями – «сюрпризами» для минёров. А сапёр, как известно, ошибается только раз.

Всё Подмосковье на случай прорыва немецких войск было заминировано. В 1943-м перед сапёрами поставили задачу – разминировать мосты и тоннели. А вскоре перед рядовым Екимовым легла и фронтовая дорога: вела она в Польшу, на реку Вислу.

Часть, в которой воевал сапёр Екимов, была направлена на усиление дивизий, стремящихся захватить Сандомирский плацдарм.

– Сейчас, когда историю и так, и эдак перекраивают, поминают тот плацдарм как неудачный в плане военной стратегии и тактики. А я своими глазами видел, как наших солдат, выживших под немецкими пулями и сумевших обратно переплыть Вислу, свои же смершевцы расстреливали. Солдаты наши пачками, как снопы, лежали. Страшнее этого, пожалуй, за всю войну ничего не видел.

Непосредственно о своём участии в боевых операциях Михаил Сергеевич говорит коротко, как о само собой разумеющемся:

– Сапёр всегда первым идёт – дороги проверяет, мосты, чтобы остальные уже по чистому месту пошли.

Хотя случалось, конечно, разное. Однажды, когда делали ночью проход в минном поле, команду сапёров засекли немецкие автоматчики. Поле было пристреленное, били прицельно. А сапёрам – умри, а проход обеспечь: за ними уже разведка идёт, на пятки наступает.

– Режем мы финкой колючку – спираль Бруно – от неё только искры летят. Немецкие провода стальные, финкой не скоро перережешь. Товарища моего ранило, а я и помочь ему не могу. Отползи, говорю, в сторону, повезёт, так наши санитары подберут. Что с ним стало, по сей день не знаю. А потом взрыв… и не помню больше ничего.

Видно, крепко держал за руку своего подопечного ангел-хранитель: и в тот раз, и в другой, сходный с ним, только контузией для Михаила Екимова обошлось. Даже в госпиталях за всю войну рядовой Екимов ни разу не лежал, полковой медсанчастью обходился.

После взятия Сандомирского плацдарма в январе 1945 года войска 1-го Украинского фронта начали Висло-Одерское наступление.

– Несколько суток шли пешком вдоль Одера. Деревни все пустые, немцы бежали, в домах чего только нет. А мы есть боимся – вдруг отравленное? На марше к нам корова пристала, кто-то сердобольный пожалел животное – подоил, она так за батареей и шла. На рассвете вышли к Бреслау. О том, что это город, я даже не сразу догадался: вижу, точно диковинный лес стоит, все деревья как обрезанные, без верхушек. Пока голову ломал над увиденным, мне говорят: да это трубы заводские, город-то промышленный, – вспоминает Михаил Сергеевич.

Война перешла на территорию Германии. Старинный город Бреслау являлся столицей немецкой земли Нижняя Саксония. С середины 1943 года, согласно директивы Гитлера, наиболее крупные города на пути наступающей Красной Армии должны были быть превращены в крупные оборонительные узлы, так называемые «крепости», своего рода «волноломы», призванные задерживать наступающие советские войска. В начале сентября 1944 года Бреслау был провозглашён такой крепостью, хорошо приспособленной к обороне.

– Задачу перед нами поставили простую – никого не выпускать. А вскоре прошёл слух, что гарнизон будет капитулировать. День ждём, другой – тишина. Командир части вызывает и приказывает: во что бы то ни стало «языка» притащить, чтобы выяснить, почему задержка. Грамотного «языка» заранее выпасать нужно, а тут пошли наобум, времени нет. Мы проход подготовили, всё без сучка без задоринки прошло, а у разведчиков «осечка» вышла: пристрелили фрица. Вернулись ни с чем. Командир бушует, грозится всех под трибунал… Словом, приказано повторить вылазку. А тут связист бежит, телеграммой размахивает: «Конец войне!». Не пришлось за «языком» в другой раз идти…

Однако военная жизнь для сапёра Екимова окончилась далеко не сразу. Сначала разминировал мосты и дороги, затем служил под Кёнигсбергом, а когда часть расформировали, его перебросили на Дальний Восток…

Домой, в Некрасовское, Михаил Екимов вернулся только в 1950 году. Получил мирную профессию – выучился на электромеханика. Долгие годы занимался электрификацией колхозов, потом работал в «Ярэнерго». Женился, родились сыновья, оба стали военными: Олег окончил финансовую академию, Владимир служил на Байконуре. Сейчас эстафетную палочку службы в армии из рук старших Екимовых перехватил внук Дмитрий…

Всё хорошо сложилось в жизни сержанта Михаила Екимова: и силы пока есть, и на здоровье, несмотря на годы, не жалуется, и дети не забывают. Вот только нет-нет да вспомнит он присказку про непоправимую ошибку сапёра и прибавит: «Хорошо, что это не про меня».

Читайте также
  • 02.01.2013 Анатолию Фёдорову - 60Сегодня юбилейный день рождения празднует заместитель губернатора Ярославской области Анатолий Павлович Фёдоров.
  • 05.12.2012 Сад поэзии цветёт!30 октября, в день, когда ярославскому поэту Сергею Лукину исполнилось бы 55 лет, в юношеской библиотеке им. Н. А. Некрасова в память о нём был проведён
  • 01.12.2012 «Шах и мат» Сергея Никитенко Ярославец Сергей Никитенко – многократный победитель всероссийских, областных и городских соревнований по шашкам и шахматам среди
  • 29.11.2012 Выставка в честь того, «кто как Бог» Именно так с древнееврейского переводится имя архангела Михаила. Выставка икон XVII – начала XX века «Собор архангела Михаила» открыта
  • 28.11.2012 В роли ректора ЯГТИ – снова Сергей Куценко Профессор, заслуженный артист России Сергей Куценко вновь избран на должность ректора Ярославского театрального инсти­тута.
  • 27.08.2002 И президент поднимет тост В четверг в Москве Президент России Владимир Путин проведет торжественный прием, приуроченный к 200-летию МВД. На него приглашены и представители Ярославской области.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают