суббота 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментарии: 2

пятница, 22 мая 2009

Землемер превратился в зрителя

Бурные споры вокруг продажи и сдачи в долгосрочную аренду земли не утихают. И неудивительно - вся собственность в России уже поделена... кроме земли. Криминальные скандалы, рейдерские захваты, прогнозы экспертов - то мрачные, то лучезарные. А как выглядит «земельный сектор» экономики в повседневной реальности, вне «жёлтых» сенсаций, в обычном сельском поселении? Как работается обычному землемеру в условиях нашего полуразвитого капитализма?

автор Евгений АВЕНИР    фотограф Вячеслав ЮРАСОВ

 

Бумажные
солдатики

Снимок к этой статье скоро сможет бороться за первое место в конкурсе «Редкий кадр». Ведь главный специалист Некрасовского поселения Ярославского района по землеустройству Виктор Токарев теперь очень редко работает с теодолитом. Приборы, полевые измерения - всё это для сегодняшних землемеров экзотика. А будни - оформление бумаг, море бумаг. Район ждёт от поселений документов по «дачной амнистии», а это 1500 участков. Район ждёт и множество иных справок, а землемеры в поселениях их оформляют. И чувствуют себя «бумажными солдатиками», канцелярскими клерками. И возможности землемера эпохи завершения «чёрного передела» - соответствующие его бумажному положению. Он может лишь оформлять документы для начальства и размышлять о будущем.
В 90-е годы землемеры были более важными персонами. Они работали судьями-миротворцами. Тогда «битвы на меже», споры о границах участков вспыхивали по нескольку раз в неделю. Сейчас народ притих, ссорится не чаще раза в месяц и как-то вяло. Чтобы разрешить конфликтную ситуацию, землемеру чаще всего достаточно мирно поговорить с недовольными друг другом соседями.
И не диво, что продавать в пригородном Некрасовском поселении уже нечего - осталось не более десятка земельных участков, самых неликвидных, неудобно расположенных.
Реальное право распоряжаться землёй «ушло наверх» - в ведение районных, областных, федеральных чиновников. По оценкам практиков, это означает конец эпохи криминального передела земли. И возможное начало передела коррупционного, но это уже другая тема. Может быть, в такой обстановке землемерам пора «переквалифицироваться в управдомы»?
Землемер Виктор Токарев так не считает. Перспектива его родного Некрасовского поселения - в освоении новых земель, пока ещё относительно свободных. Остались без хорошего хозяина, как сейчас модно говорить - без эффективного собственника, закрытые пионерские лагеря, санатории. Есть также возможность осваивать принадлежащие государству сельскохозяйственные земли.
Перспектива освоения госрезерва туманна - государство не слишком оперативно откликается на просьбы снизу. Чтобы использовать земли сельскохозяйственного назначения, нужно получить разрешение собственника - сельхозпредприятия.
Виктор Токарев убеждён: договориться с селянами можно. С помощью всё той же народной дипломатии, которая помогала и помогает полюбовно решать межевые споры частников. Можно, например, предлагать хозяйствам переводить землю в собственность в долях. Схема проста: часть расходов берёт на себя поселение, часть - конкретное хозяйство, земля выводится из сельхозоборота, и на ней строится предприятие или жильё. А прибыли «вложившиеся» поселение и хозяйства делят соответственно вкладам. Важно лишь правильно и грамотно договориться, и в этом состоит миссия землемеров завтрашнего дня.
Но эти «переговоры на низшем уровне» уже не будут иметь отношения к государственной земельной политике. То есть нас ждёт нечто, напоминающее советскую систему хозяйствования: наверху, в федеральных ведомствах, - планов громадьё, внизу - народные гешефты типа «меняю трактор на два ведра гаек». При такой системе земельный криминал и рейдерство тихо умрут. Вместе с надеждой на развитие. Откуда такой скептицизм? Откуда взялись горькие слова: «так и не став хозяевами земли, землемеры превратились в обслугу аппарата власти»? Эти слова логически вытекают из мнения эксперта, не понаслышке знакомого с земельными заботами, - главы Некрасовского сельского поселения Леонида Почекайло. Мнение такое, что так и тянет назвать его сомнением.

От закона осталось
20 процентов

Некрасовское сельское поселение - из числа спокойных. Хотя земля здесь престижно недешёвая - город близко, но «чёрно-передельские» страсти уже давно не кипят. Не из-за чего.
- Со времён ленинских декретов земельный вопрос был краеугольным камнем всего хозяйства, экономики, политики, социума... Сегодня ничего не изменилось. Кто владеет землёй - владеет всем. Нам, главам поселений, обещали: как только заработает в полную силу закон о местном самоуправлении (ФЗ № 131), мы и станем хозяевами земли. Мы - это жители Курбы, Михайловского, Карабихи, окрестных сёл, одним словом, народ, - говорит глава поселения Леонид Почекайло.
В бюджеты поселений положено отчислять весь земельный налог, 50 процентов арендной платы, и половину выручки от продажи участков. Это очень серьёзные деньги, хватило бы и на жизнь, и на развитие. Считалось, что с 1 января 2006 года по 1 января 2009-го 131-й закон переживает «переходный период». Под звон бокалов с шампанским за новогодним столом этот период официально завершился и закон якобы заработал в полную силу. На деле его выхолостили, от первоначальной идеи осталось не более 20 - 30 процентов.
Недовольство некрасовского главы можно понять. Он, как и главы других поселений, реально распоряжается библиотеками, охраной памятников, народными промыслами и прочими «домашними радостями». А полномочия по ЖКХ, архивам, дорогам, всё, что связано с серьёзными деньгами, осталось в ведении администрации района. За эти полномочия, то есть за то, что нашим хозяйством управляют сверху, четверть своего скромного бюджета Некрасовское поселение должно в этом году отдать в район. В других поселениях ситуация примерно та же.
Землёй тем, кто на ней живёт и работает, распоряжаться тоже не разрешено. Право сдачи в аренду, заключение договоров - всем этим ведает вышестоящая инстанция, районный КУМИ. Он же занимается продажей земельных участков.
Как лицо официальное, Леонид Почекайло (на снимке) старается говорить вежливо и сдержанно, искать поводы для оптимизма:
- Сейчас грех жаловаться. С тех пор как пост главы района занял Андрей Решатов, многое изменилось к лучшему, у нас появилась информация по неплательщикам, - уточняет Почекайло. - Земельный комитет охотнее идёт на контакт с поселениями. Но игнорирования интересов поселений в земельных вопросах избежать не удаётся.
За иностранно - безликим словом «игнорирование» скрывается весомый хозяйственный смысл. Ведь до прихода в районную администрацию Решатова в Некрасовском поселении в течение трёх лет(!) даже не знали, кто из арендаторов аккуратный плательщик, а кто - должник!
Теперь список должников есть, но дела это почти не меняет, «поселяне» - заложники любого вышестоящего ведомства. Налоговая с госрегистрацией программу не согласовали - и жди посёлок Михайловский земельного налога, жди, сколько скажут. Автостоянку посёлок не может оформить 7 лет. Остановку там, где людям удобно, поставить не имеет права. Карьеры «съели» в поселении 150 гектаров земли, кто рекультивировать должен - не доищешься. Заваленные мусором и заросшие борщевиком обочины областных и федеральных дорог - вот и ещё 300 гектаров «мёртвого груза». Какая уж тут земля, какие доходы с неё?
Сверху «рулят» как могут, но часто на первый взгляд разумная инициатива начальства даёт результат, обратный ожидаемому. Например, все согласны, что земля до последнего времени оценивалась намного ниже реальной рыночной стоимости. И вот с 1 января 2008 года землю переоценили «как следует». В Некрасовском поселении её кадастровая стоимость в один миг выросла в 13 раз! По логике цифр всё верно. А в жизни люди попросту сразу перестали платить все земельные налоги, мелкий бизнес на грани разорения, а бюджет поселения недополучил 90(!!!) процентов платежей. Происходит такое потому, что высокое руководство не всегда информировано о реалиях народной жизни.
Вид снизу
Как бы искренне ни рассказывали о земельных страданиях Леонид Почекайло и Виктор Токарев, они всё-таки, пусть небольшие, но начальники, и в силу этого невольно смягчают проблему. И говорят они об общественных интересах, бюджете, аренде.
А как чувствует себя соб­ственник-единоличник, человек, не имеющий собственного офиса? Весьма некомфортно, а точнее - безнадёжно.
Дмитрий - простой шофёр. Три года назад он решил оформить право собственности на 15 соток, как раз в Ярославском районе. Воз и ныне там, земля никак не оформляется. Прописанное в законах требование «оформить в течение месяца» выполнять никто и никогда даже не думал. Очередь за справками меняла очертания и порядковые номера участников, но двигаться не желала, а только увеличивалась.
Раз за разом Дмитрия вежливо, под разными предлогами отсылали домой «ждать решения». Иногда заявляли прямо: «закон есть, но как с ним работать, мы не знаем». Дмитрий пришёл к выводу, что хозяином собственного огорода не станет никогда.
В довесок к бюрократическим тяготам, к очередям у пресловутого «одного окна», человек, мечтающий стать соб­ственником или арендатором земли, не защищён и от криминала. По закону, если на один и тот же участок в 12 соток претендуют несколько покупателей, то обязательно нужно провести аукцион. Казалось бы, всё цивилизованно, однако здесь и таится криминальная кормушка. Начальная цена участка около 150 тысяч. После аукциона она зашкаливает за полмиллиона. Потенциальному покупателю звонят жулики и говорят: плати нам 20 - 30 тысяч отступного, иначе мы заявим, что тоже хотим купить землю, на которую ты нацелился. Заплатишь - может, и без аукциона обойдётся... Не заплатишь - купишь землю в 5 раз дороже.
И это ещё самые невинные «околоземельные игры». В других, не таких спокойно-пригородных, как Некрасовское, поселениях, там, где землю бывшим колхозникам раздали по паям и сейчас постоянно пасутся скупщики-рейдеры. Но директора хозяйств и тем более чиновники на местах стараются больную тему не трогать и проблему рейдеров не афишировать. А сверху эту проблему видно плохо. Потому что в высоких властных кабинетах работают не с живой землёй, а с картой. На этой карте не нарисуешь бабушку, не способную платить за соб­ственный огород выросший в 13 раз налог, или шофёра Дмитрия, четвёртый год безуспешно оформляющего документы на 15 соток. И в этой ситуации землемер остаётся зрителем, ожидающим перемен к лучшему. Впрочем, почему только землемер?

 

Читайте также
  • 29.12.2012 Читатели не хотят расставаться с любимой газетой И в предновогодние, слегка суматошные дни, когда отовсюду явственно потянуло свежей хвоей и цитрусовыми, ярославцев продолжает не на шутку волновать судьба нашей газеты.
  • 28.12.2012 Теперь здесь будет тепло всегдаПриродный газ пришёл в Вощажниковское сельское поселение Борисоглебского района. Он заменит уголь и дрова, которыми до сих пор отапливались местные котельные и дома жителей.
  • 03.04.2009 На землю предков взглянуть из космосаСегодня в Борисоглебском – день «Северного края», встреча журналистов с читателями. Подробности о ней – в ближайших номерах газеты. А накануне наш корреспондент
  • 07.05.2008 АПК: куда крестьянину Не секрет, что Запад, заманивая нас в ВТО, требует от России в качестве условия вступления резко ограничить поддержку своего сельского хозяйства, результатом
  • 21.03.2008 «Яблоко раздора» по-ивняковскиСколько стоит живописный земельный участок на пригородной территории в нескольких минутах езды от областного центра? Теоретически – довольно дорого, ведь
  • 25.09.2007 Милости не ждутОчередной журналистский пресс-тур, в этот раз в Ярославский район, организаторами был назван «Думы о будущем». Они решили отойти от стереотипов прежних
Комментарии

Гость | 27.08.2013 в 08:12 | ответить0

Таким персонажам как герои статьи землёй распоряжаться нельзя

 

Гость | 06.04.2015 в 11:12 | ответить0

Полностью согласен

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Памяти товарищаНе стало Ирины Бариновой. Ещё как будто недавно отмечался её юбилей, собравший полный зал Дома офицеров.
  • Заграница дороже долгаЧем дальше кризис, тем больше в России становится должников, не справляющихся со своими кредитными обязательствами.
  • Маленький шаг по длинной дороге 1 февраля в «жизни» многочисленных контейнеров для бытовых отходов настал новый этап. Не секрет, что