воскресенье 23

Тема дня
Открыт новый информационно-образовательный портал ЯРКИПЕДИЯ

21 ноября в сети Интернет начал работать новый информационно-образовательный портал по истории Ярославской области - «ЯРКИПЕДИЯ», на котором представлена самая разнообразная информация о событиях ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Где Вы чаще всего смотрите новые отечественные фильмы?
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии






Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 10 сентября 2009

Дорогу «гомовелосипедикусу»!

«Критическая масса» - такая акция прошла намедни по про-грамме ярославского фестиваля идей «Архитектура движения-09». Начинанием под столь грозным девизом оказался утренний пробег по историческому центру молодых людей из рода «гомовелосипедикус» с их финальным большим кругом у речного вокзала. С участниками этой акции наш корреспондент обсудил тему «Велосипед в городе».

автор Юлиан НАДЕЖДИН    фотограф Вячеслав ЮРАСОВ

 

По делам
или так, погулять

В чём смысл задуманного, без лишних слов растолковал нам перед стартом один из кураторов акции, менеджер и ди-джей Сергей Чагин. Велосипедный бум в Ярославле, по его словам, уже случился, теперь он - наша повседневная реальность, и с ней нельзя не считаться. Между тем велосипедных полос нет ни в Ярославле, ни в других крупных городах области, ни на её туристских маршрутах. На проезжей части люди на велосипедах, нервируя водителей, жмутся к обочинам, а то и, пугая пешеходов, катят прямо по тротуарам.
В общем, проблема есть. Инициаторы акции, будучи партнёрами и друзьями по интернет-порталу экстремального спорта и туризма, каждый год снова и снова дают знать о том властям и всему городскому сообществу, причём без пламенных призывов и громких манифестаций. Просто ездят на велосипеде по делам или так, погулять, а по выходным собираются на «покатушки», чтобы видно было, что их у нас даже больше, чем мы думаем.
Так, без шума и пыли, вышло и на сей раз. Колонну колесо в колесо длиной метров, наверное, в сто пятьдесят образовали они на площади Труда в мгновение ока. Без всяких порядковых номеров и без толкотни - получилось что-то вроде живой очереди. В путь двинулись по команде одного из линейных: «Крутим, ребята, крутим. Поехали!» А его немудрёная инструкция по безопасности движения звучала так: «Если сказал - прижмись, значит, прижмись», при этом никаких дополнительных разъяснений никому не потребовалось.
Предложив автотранспорту мирное сосуществование, по трассе ехали они не на скорость, а со многими остановками - знамо дело, под светофорами или когда дожидались отставших - строй держали! Над головами у них реяли два российских «триколора»: опять же не эффекта ради, а чтобы город видел - велосипедисты решили не просто покататься. Кто с чем в путь отправился, понять это постарались мы ещё на привале на площади Труда, вглядываясь в лица и рассматривая велосипеды.
Судя по его гоночному шлему, восьмиклассник Максим Четвериков - бывалый спортсмен, что немедленно подтвердилось в экспресс-интервью с ним. К Юлии Кривцовой, инициатору самого фестиваля «Архитектура движения», вопросов вообще нет и быть не может: в седле велосипеда мы её не раз встречали и в будни, и в праздники.
У Анны Смирновой, пятикурсницы техуниверситета, будущего архитектора, «колёса» аж с двадцатью семью скоростями.
- Конечно, приятно, когда дух захватывает и ветер свистит в ушах, - поддержала она разговор. - Но для меня дело не в скорости, а в комфортности езды. Не скажу ничего нового, но это самый экологичный и самый здоровый вид транспорта - держит в форме мышцы, растягивает суставы. Недаром же моему другу, тоже любителю велосипеда, в разгар летнего сезона становятся малы все брюки, которые были ему в самый раз зимой.
Наш знакомый
«космополит»

Анна оказалась нашим, и довольно компетентным, консультантом по маркам велосипедов. Показала, как выглядят машины для скоростного спуска с гор, для езды по пересечённой местности, модные прогулочные с «наворотами» и ещё одну, «концептуальную», без педалей, с ободами без спиц, на роликах. В любом велосипеде, как она думает, ещё и сегодня найдётся, к чему приложить руки творческому человеку.
Девушка познакомила нас с одним из таких людей, своим однокашником Ильёй Щаниковым. Почитав литературу, он свой велосипед сперва вообразил, начертил на бумаге, а затем уж под этот замысел месяцев девять подбирал узлы и детали.
- Вот мой «велокосмополит», - весело представил новинку Илья. - Рама и шины на нём немецкие, вилка - итальянская, колёса - французские, коробка скоростей - из Японии.
Насчёт того, что достоинства хорошего велосипеда - не в количестве скоростей, Илья Анне поддакнул. Предпочитает машину иметь универсальную, комфортную, лёгкую в управлении. Чтобы годилась и для асфальта, и для грунтовых дорог, а если поменять шины - и для сельского бездорожья. Илья уже успел испытать «космополита» в деле - съездил на нём сперва в Диево-Городище, а
затем, с ветерком, - в Ростов.
- Хорошо, когда ехать можешь в любую сторону, - добавил на прощание, - быстрее или медленнее. Не сочтите за красное словцо, но велосипед даёт мне настоящую свободу.
Супруги Мамаевы, Павел и Елена, к акции «Критическая масса» приобщились всей семьёй. Взяли с собой девятимесячного Ивана - тот всяческую езду просто обожает. Для психолога по профессии Павла Мамаева велосипед, как он выразился, «служит и православной вере». Ездит он на нём по Тверицкой набережной в недавно восстановленную церковь Святой Софии, что у затона, поёт там в хоре.
Человек лёгкий на подъём, Павел участвует во всех самых многолюдных стайерских «покатушках». Вспомнил в разговоре евангельскую заповедь «ищите и обрящите» - дескать, именно велосипед очень ей отвечает. На велопробег прибыл он в униформе автостопщика - недавно на попутках умудрился добраться до Соловков.
Экономику Павел не ставит выше веры и свободы. Но отдаёт должное и ей. Рублей восемьдесят в день, прикинул, на одной только дороге экономит Мамаевым дружище-велосипед.
- Так что, как ни крути, - подытожил он собственный вдохновенный монолог, - езда на нём - наша с Еленой реальная «антикризисная мера»!
Стоп-кадр в «час пик»
Большой круг впечатляет, велосипеды - классные, собеседники - продвинутые. И всё же не сверить ли, подумали мы, свои фестивальные впечатления чёрствой прозой жизни? Не далее как вчера после редакционной летучки автор этих строк вышел на улицу с хитрым заданием: в «час пик», когда все едут на работу, взять на карандаш хотя бы одного-единственного «гомовелосипедикуса», а если повезёт, потолковать с ним о том, почему всем средствам передвижения предпочитает этот.
Жизнь, никогда не дающая нам скучать, и тут превзошла все ожидания. На первом же перекрёстке господин средних лет с аккуратно подстриженной бородкой, в очках и с компактным вещмешком на спине, оглядевшись по сторонам, быстро вывел за руль с тротуара на проезжую часть улицы Собинова свою гоночную машину. И... только мы его и видели.
Следующий заинтриговавший нас встречный шёл по тротуару, ведя велосипед с двумя, спереди и сзади, пока ещё пустыми багажными корзинами. Он так торопился, что на нашу просьбу хотя бы притормозить ответил вполне красноречивым жестом - дескать, извините, рад бы, да некогда.
Третья велосипедистка нас даже не заметила, так быстро ехала. И что нам ещё оставалось, кроме как проводить её взглядом? Успели, однако же, отметить: под лямки её дамского рюкзачка был подсунут скатанный в рулон и перевязанный ленточкой лист ватмана. По делам, стало быть, едет, храни её Господь.
Повезло нам с интервью только на Волжской набережной. Велосипедиста в рабочем комбинезоне мы даже и побеспокоить не рискнули. Зато профессиональный инструктор кикбоксинга по имени Алексей остановился и запросто ответил на все наши вопросы. Велосипед для него - это всё сразу: удобный транспорт, здоровье, интересный досуг. Автомобиль у него тоже есть, но в отличие от него велосипед позволяет видеть, и не через стекло, окружающий мир во многих подробностях - людей, пейзажи, город.
Двухчасовой утренний велопроменад у инструктора - ежедневный, ему, как он говорит, «никакие тренажёры этого не заменят». Про здоровье с улыбкой намекнул, показав на сквозной поддув «на седушке» - действенное средство против известной всему миру профессиональной болезни шофёров.
Наш интерес к велосипеду уважил Алексей до мелочей. Оказалось, к примеру, что защитные очки в пасмурное утро вовсе у него не для форсу - нужны как средство безопасности: от бликов в глаза, пыли, мошек, камешков, летящих из-под колёс впереди идущего транспорта.
Велосипед у него - по конструкции один из самых распространённых среди горожан среднего класса - шоссейный, с двадцать одной скоростью. Только вот ездить на нём в Ярославле, кроме набережной, почти негде. Да и здесь велосипедная дорожка не размечена.
- Людей на велосипедах в городе уже столько, - в тон нам заострил собеседник тему «критической массы», - что такие полосы просто необходимы. Сколько можно нервировать водителей и пешеходов! В каких-то планах, я слышал, такие полосы есть. Разговоры об этом из года в год идут по зам­кнутому кругу, но дальше дело не движется. А ведь давно бы пора!

 

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • За близость к народуГлавврач тутаевской районной больницы, к которому мы приехали поговорить о предстоящей реформе национального
  • Валерий Емельянович ОрёлНе стало Валерия Емельяновича Орла... Друга, Учёного, Учителя. Он ушёл из жизни на 58-м году, на пике
  • Убит криминальный авторитет В Москве убит авторитет криминального мира Александр Еранцев. Он был руководителем одной из группировок,