суббота 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 26 августа 2010

Я б в станочники пошёл. Кто меня научит?

Один из крупнейших дизеле­строителей России – Ярославский моторный завод, похоже, выбирается из кризисной ямы. Объём производства 

с начала 2010 года вырос почти на 36 процентов. Несмотря на это, прогнозы относительно будущей кадровой политики предприятия делать никто не решается. 


автор Георгий КОЛЧИН    фотограф Георгий КОЛЧИН

 

В молодых квалифицированных кадрах нуждается любое производство. Смена поколений неизбежна. Чтобы вырастить квалифицированного работника, нужна достойная подготовительная база. Настоящей кузницей кадров для моторного завода почти 90 лет является профессиональный лицей № 2. 

В далёком 1922 году при Ярославском автомобильном заводе (так в начале века назывался ЯМЗ) открылась школа фабрично-заводского ученичества. Именно там ковали первые, профессионально подготовленные кадры для производства. Спустя почти 90 лет лицей и ЯМЗ тесно взаимодействуют. Лицеисты проходят производственную практику на предприятии, принимают участие в заводских мероприятиях. Специалисты с моторного завода участвуют в образовательном процессе. 

Сегодня в учебном заведении из «заводских» профессий подготовка ведётся только по специальности «наладчик производственного оборудования». А вот станочников, слесарей механосборочных работ и слесарей-ремонтников в стенах лицея не готовят. Как объясняет директор лицея Андрей Трошин, связано это с изменениями на самом «Автодизеле».

– Завод перепрофилируется. Инструментального производства, которое было на моторном сильное, сейчас нет. Весь инструмент закупается… Станочников-универсалов становится всё меньше и меньше, потому что есть новое автоматическое оборудование. Поэтому мы и ориентируемся на наладчика, который будет работать на этом автоматическом оборудовании. 

Профессиональный лицей № 2 имеет учебно-материальную базу, необходимую для подготовки высококвалифицированного специалиста. В производственных мастерских установлены современные станки с числовым программным управлением и новое лабораторное оборудование, в учебных аудиториях – интерактивное оборудование, мультимедиапроекторы и компьютеры. 

Улучшение учебно-материальной базы лицея стало возможным благодаря удачному выступлению в конкурсе среди образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в рамках нацпроекта «Образование». Конкурс проходил в 2007 году. По его итогам ярослав­ское учебное заведение получило государственную поддержку в размере 20 миллионов рублей. Такую же сумму выделила «Группа ГАЗ», в состав которой входит моторный завод.

– После улучшения учебно-материальной базы трудоустроиться нашим выпускникам стало проще. Кроме того, помимо основной специальности студент получает ряд смежных профессий. Это личная просьба Олега Дерипаски… Адаптация выпускника на производстве по той или иной полученной профессии, по нашим подсчётам, должна составлять около двух недель, –  говорит  Андрей Трошин. 

Выпускник профессионального лицея № 2 Василий в 2009 году получил диплом. В этом году пришёл трудоустраиваться на «Автодизель». 

– Давно хотел работать на этом предприятии, – рассказал мне Василий. – Зарплата хорошая. Предприятие престижное. Проблем с оформлением не было: вчера пришёл, сегодня уже оформили.

Портит картину взаимодействия предприятия и профессионального лицея финансовый кризис. На сегодняшний день «Автодизель» приём кадров не ведёт. Трудоустройство предлагают лишь на три месяца. Впереди – пугающая неизвестность. Директор по персоналу Александр Гончаров пояснил, что набор персонала напрямую зависит от показателей объёмов производства. Но как поведёт себя кривая спроса на ярославские двигатели, в ближайшее время сказать сложно.

Между тем непростая кадровая ситуация на Ярослав­ском моторном заводе уже повлияла на приём абитуриентов по «заводским» профессиям. Так, Ярославский автомеханический техникум в 2009 году не набрал необходимое количество человек для формирования группы по специальности «монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования». В этом году подают заявление на эту специальность также неохотно.

– Кадровая ситуация на моторном заводе не должна повлиять ни на трудоустройство выпускников в целом, ни на число поступающих во второй лицей, – считает Андрей Трошин. – Выпускники могут устраиваться на любое предприятие города или области. Их никто не заставляет идти именно на моторный завод. Ярославский завод дизельной аппаратуры, например, охотно принимает на работу наших выпускников. Кроме того, будем рекомендовать выпускникам поступать на ЯМЗ на полугодичную стажировку, которая действует в рамках региональной адресной программы «Снижение напряжённости на рынке труда».

Постановление по этой программе было принято в 2010 году. Одним из его направлений стала организация стажировок выпускников различных образовательных учреждений. Работодатель трудоустраивает выпускника к себе на производство, выплачивает заработную плату в размере 4330 рублей, а затраченные денежные средства возмещаются ему из федерального бюджета. 

– Как правило, у работодателей находится объём работ, но не всегда есть денежные средства, чтобы платить заработную плату. Мы направляем только на те предприятия, на которых есть вакансии…. Стажировка даёт выпускнику опыт, соответственно, повышает его шансы на трудоустройство в дальнейшем. Это «спасательный круг» для выпускников, – пояснила назначение стажировок заместитель директора центра занятости населения Виктория Падерина. 

Многие ли из выпускников-лицеистов готовы проходить стажировку на Ярославском моторном заводе – нам выяснить не удалось. Однако вряд ли финансовый кризис в состоянии разрушить многолетнее взаимодействие Ярославского моторного завода и профессионального лицея № 2. А значит, и кадровый дефицит машиностроительному предприятию вряд ли грозит. 


Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают