вторник 07

Тема дня
Открыт новый информационно-образовательный портал ЯРКИПЕДИЯ

21 ноября в сети Интернет начал работать новый информационно-образовательный портал по истории Ярославской области - «ЯРКИПЕДИЯ», на котором представлена самая разнообразная информация о событиях ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии






Люди ищут

на печать

Комментарии: 2

вторник, 03 апреля 2012

О карасях и щуках

Признаюсь: до недавнего времени не знал, что по-гречески «ересь» означает всего лишь «особое вероучение». То есть поначалу это просто чьё-то мнение, не совпадающее с распространённым, общепринятым, ортодоксальным. Ересь отклоняется от столбовой дороги. Еретики – это те, о которых острят, мол, поглядите: вся рота идёт не в ногу, один подпоручик в ногу! Теперь «ересь» ругательное слово, чего уж там. Но если задуматься…

автор Владимир ЖЕЛЬВИС, профессор ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.

 

Озападноевропейских средневековых ересях рассказывала на канале «Культура» в серии «Академия» профессор Наталья Ивановна Басовская. Конечно, в первую очередь ересь – это про борьбу религиозных течений: какое-либо одно религиозное направление утверждает, что оно единственно правильное, а все другие – ересь.

Но сегодня значение этого слова много шире, ересью мы называем вообще всё, что нам не нравится. Вот поднялось какое-то учение, укрепилась какая-то власть, появились силы, не желающие с властью расстаться. И сразу возникло желание подавить всех, кто сеет сомнения: а такие ли уж, мол, они безупречные, эти правящие силы? Всё ли, что они нам твердят, святая истина? То есть рождается ересь.

Не будем здесь углубляться в дебри религиозных ересей, о них замечательно рассказала Н. И. Басовская. Как долго и упорно боролись знаменитые альбигойцы с папской властью, отрицавшей всякую инакость, какую невероятную стойкость проявили они и как страшно, на кострах, кончили свои дни. А ведь они требовали от церковных властей всего лишь вернуться к проповеди бедности, столь популярной среди первых христиан, обличали высшие церковные власти, окружившие себя роскошью. Они были вегетарианцами, проповедовали отказ от убийства животных, звали к милосердию, настаивали на народном образовании. Мир, в котором мы живём, говорили эти еретики, – стал не тем, который изначально дал нам Господь. Вечная борьба добра и зла ещё далеко не кончена. И служители официальной Церкви говорят что-то не то и не так: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто же был дворянином?» – ехидно вопрошали еретики.

Надо ли удивляться, что такие дерзкие речи верхушке Церкви понравиться не могли, и зловредных диссидентов приговаривали к мучительной смерти. Нет, без всякого пролития крови, что вы, как можно! Сжечь их живьём и так спасти их грешные души!

И вот подумалось: а ведь и сегодня среди нас живут самые настоящие еретики. Те, кто всё подвергает сомнению, кто ничего не желает принимать на веру. Что бы ни вещали им с телеэкранов и газетных страниц всякие-разные краснобаи, еретики всё, что называется, проверяют на зуб, как когда-то проверяли фальшивую монету. Ну разве не перекликается с альбигойцами знаменитое «Эх, ребята, всё не так, всё не так, ребята!» В Западной Европе ереси вроде альбигойской распространялись, подобно лесному пожару, через паломников, купцов, бродячих менестрелей. Сегодня у еретиков средства куда мощнее, мир съёжился до размеров теннисного мяча, и новые идеи разлетаются по нему со скоростью мысли.

Но ведь и у противников ересей – те же возможности, да ещё усиленные мощью государства. И, что называется, понеслось. «Идёт охота на волков, идёт охота». Просто запретить сегодня уже трудно: ну, закроешь радиостанцию, запретишь газету, а с Интернетом что сделаешь? А с мобильной связью? То есть, конечно, и тут можно кое-что устроить, но не вышло бы себе дороже. Так что приходится скрипеть зубами и как-то не слишком усерд­ствовать в искоренении ересей.

Я бы сказал, что духовным миром правят именно еретики. Вернее, правят-то как раз власть имущие, но мешают им навязывать застывшие, заскорузлые истины вот эти вот неугомонные искатели правды, готовые идти на смерть во имя того, во что верят.

В эти недели по телевизору косяком идут передачи про великого маэстро Мстислава Ростроповича, которому 27 марта исполнилось бы 85 лет. А ведь, если разобраться, это был настоящий еретик, никого и ничего не боявшийся, говоривший и делавший то, что считал нужным и что вызывало бешеную ненависть власть предержащих.

Сколько за ним грехов! Приютил на своей даче того же Солженицына и написал в его защиту смелое письмо Брежневу. Поддер­живал деньгами – страшно вымолвить – белогвардейские организации за рубежом. Костёр в качестве средства исправления заблудших душ в наши дни вышел из моды, но крови ему и его жене выдающейся певице Галине Вишневской попортили немало. Отменяли его концерты и турне, запрещали записи его исполнений, и, наконец, на 18 лет лишили обоих супругов советского гражданства. Вернули только в 1990 году.

Вот уж поистине нет пророка в своём отечестве. Я попытался подсчитать все награды Ростроповича и сбился. В нашей стране – 9 орденов и медалей, включая памятные, а иностранных – только орденов 34, медалей примерно столько же, званий, титулов вроде рыцаря ордена Британской империи – вовсе без счёта; почётный доктор пятидесяти университетов, почётный гражданин 28 городов и областей десяти стран мира… Брежнев отдыхает. С той разницей, что у Мстислава Леопольдовича каждая награда – заслуженная.

Ну что ж, в Москве ему 29 марта поставили памятник. Так ведь и прежних еретиков тоже потом поминали добрым словом, так что ничего нового в этом памятнике нет. Помните горькие слова пушкинского Бориса Годунова: «Они любить умеют только мёртвых»… Кстати, большинство историков царя Бориса называют одним из наиболее разумных российских правителей. Тоже был в известной мере еретиком, поступал не так, как предшественники. За что и заслужил нелюбовь сторонников не раскачивать лодку.

А разве не еретиками были академик Сахаров или Солженицын? Я сейчас вспомнил далеко не самый важный эпизод из жизни Андрея Дмитриевича: как он вошёл в московский магазин «Берёзка», торговавший, как известно, только за иностранную валюту, которой у советских граждан быть не могло, и, вынув сторублёвую бумажку, требовал продать ему что-нибудь. Разве я не в Советском Союзе, спрашивал он, разве на его территории не имеют хождение советские рубли? Ничего ему, конечно, в «Берёзке» было не нужно, это был жест гражданина и патриота, но быть настоящим гражданином в те времена и было ересью. Ну, или, если хотите, диссидентством, не в названии ж дело.

В воскресенье на ТВ справляли 130-летие со дня рождения Корнея Чуковского и вспоминали, как Агния Барто писала на него донос Горькому: обратите внимание, Алексей Максимович, на вредного поэта, прославляет Муху-цокотуху, а она источник заразы. Это же ересь какая-то! Чему он учит наших детей?! В то время как наша страна…

Так что да здравствуют ереси и еретики. Они всегда в меньшинстве, но это то меньшинство, на котором ещё держится наша земля. Далеко не всем нам нравится то, что они говорят и делают. Мне, например, непонятно и неинтересно авангардное искусство. Как шутят, сделать кучу у соседской двери и убежать – это инсталляция, а сделать то же самое и остаться – перформанс. И всё равно я – за любой способ сказать в искусстве что-то новое, еретическое. Не надо бояться перегибов и порой наивных попыток заявить о себе. И тем более не надо их преследовать. Потому что кто знает: сегодняшняя ересь не станет ли завтра зачином чего-то действительно интересного и полезного. Пусть еретики будоражат мысль, не дают застаиваться ленивому разуму.

Помните, как хулиганы-футуристы требовали сбросить Пушкина с парохода современности? Пушкину ничего не сделалось, а в новом искусстве появились интересные поэты вроде Маяков­ского. Между прочим, сам Александр Сергеевич тоже ведь был самым настоящим еретиком, за что и заслужил ненависть всяких там консерваторов – булгариных. Фаддея Булгарина, кстати, в то время читали едва ли не больше, чем Пушкина: еретиков в массах любят и ценят далеко не всегда.

Но без еретиков нет развития.

На то и щука в море, чтобы карась не дремал.

Читайте также
Комментарии

Гость | 03.04.2012 в 06:50 | ответить0

Оригинально, остроумно и по-существу!

 

Гость | 03.04.2012 в 11:38 | ответить0

Эх, эту статью прочитать всем любителям стабильности, но, увы, все равно они не поймут.

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают