Так что же делать? Попытаться сформулировать основные задачи должны были участники «круглого стола» – представители соответствующих департаментов области и города, управляющих компаний, общественных организаций, эксперты. Но прежде чем начать дискуссию, решили выслушать жителей. Во дворе на перекрёстке проспектов Ленина и Октября собрались люди из окрестных домов, многих соседних и дальних улиц.
Кто, где и чем недоволен конкретно?
Людмила Александровна Кулёмина (ул. Володарского, 105):
– У нас не было никогда капитального ремонта – это самая наболевшая проблема. А кроме неё, конечно, множество других. То без предупреждения и без всяких объяснений отключат свет. То вдруг возник какой-то шум в подвале. Никто ничего не объяснял, мы хотели посмотреть сами, но нам сказали: «Нечего вам в подвале делать». У нас договор с управляющей компанией Ленинского района (ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района». – Т. Е.). В феврале мы обратились с просьбой, чтобы она дала нам отчёт, как расходуются наши деньги, – нет ответа. В июле пожаловались в жилинспекцию и тоже никакого ответа не получили. Получается, мы платим, а на нас, извините, плюют. Есть договор управляющей компании с нами, но в нём только общие слова. И вообще мы не юристы, чтобы разбираться в подобных документах. А просто, чётко, понятно никто не объясняет. Хотя разве мы просим чего-то особенного? Куда израсходованы наши деньги, сколько осталось – вот и всё.
Каждый из собравшихся во дворе жителей говорил о своём, но когда «Северный край» обратился потом за комментарием к первому заместителю директора областного департамента жилищно-коммунального комплекса Андрею Дмитриевичу Удальцову, он из всех проблем выделил именно те, которые затронула Людмила Александровна:
– Главная задача сегодня – добиться прозрачности работы жилищно-коммунального хозяйства. А это значит – контроль за управляющими компаниями и информированность населения.
Вокруг этого и пошла затем вся дискуссия за «круглым столом». Калькуляция расходования средств у некоторых управляющих компаний считается коммерческой тайной, – заметил кто-то. Многие боятся показать свою прибыль. Неправда, возмутились их представители, управляющие компании вывешивают отчёты на своих стендах, размещают на сайтах. Другое дело, что жители не могут в них разобраться.
Давайте учить жителей. Готова ли к этому, например, управляющая компания Дзержинского района, спросили заместителя её директора Дмитрия Ивановича Харченко.
– Мы готовы. Но это дополнительный штат, и удастся ли при этом преодолеть недоверие жителей, тоже ещё неизвестно.
– Учитесь разговаривать с бизнес-партнёрами. А жители – это ваши бизнес-партнёры, – посоветовали ему.
Представители управляющих компаний не сдавались. Почему все ополчились только на них? Все проблемы от неурегулированности отношений в законодательстве. Директор ООО «ЖЭУ» Надежда Михайловна Паутова:
– Люди приватизировали квартиры, но нигде не написано, что собственник несёт какую-то ответственность, за всё отвечает только компания. Собственник неграмотный? Это его проблема. Может быть, выход в том, чтобы повышать уровень прав председателей Советов многоквартирных домов, которые сейчас создаются? Каждому жителю отчёта не дашь, а председатель такого Совета способен стать посредником и толкователем того, что рядовому жителю может быть непонятно.
Во многом работа ЖКХ зависит от ресурсоснабжающих организаций. На «круглом столе» их представлял управляющий директор ОАО «ТГК-2» по Ярославской области Андрей Рудольфович Саталов. Говоря о жителях, он употреблял другое слово – «потребители».
– Без потребителей мы ничто. Давайте решим задачу их информированности, начав с элементарных вещей в платёжке.
И правда, почему бы рекламу на обратной стороне этого листка хотя бы частично не заменять разъяснением основных моментов, которые могут интересовать людей?
Он же попытался взглянуть в корень тех проблем ЖКХ, которые у рядового жителя обычно выливаются в недовольство сантехником. В случаях, когда на аварии приходится выезжать бригадам ТГК-2, они убеждаются в низком уровне подготовки персонала управляющих компаний. А. Р. Саталов предложил наметить конкретные шаги для их обучения и выразил готовность в этом участвовать. ТГК-2 готова рассмотреть вопрос и по обслуживанию приборов учёта и даже взять его на себя.
В процессе дискуссии прозвучали и другие интересные суждения. В сфере ЖКХ нет должного финансирования. Но государство не имеет права от этого уходить, как бы ни складывались обстоятельства. О необходимости создания регионального фонда поддержки ЖКХ сказал первый заместитель директора областного департамента жилищно-коммунального комплекса Андрей Дмитриевич Удальцов.
– При этом, – отметил он, – следует чётко определить, что будет финансировать область, что город, а что жители. Ждать у моря погоды нельзя. Если до сих пор каждый следующий этап работы принято было начинать с реализации очередного постановления (закона, решения) сверху, то сейчас пришло время идти от конкретных запросов людей.
Подводя итог состоявшемуся обмену мнениями и оценивая проект «ЖКХ по-честному» в целом, Андрей Удальцов сообщил, что правительство области уже ведёт работу по ряду затронутых в ходе дискуссии аспектов. Для подготовки кадров в сентябре начнётся обучение специалистов. Составлен медиаплан для повышения информированности населения. И всё-таки главным сейчас должно стать, по его мнению, обучение собственников жилых помещений. Впервые это понятие – собственник жилья – появилось в Жилищном кодексе, и для многих оно до сих пор остаётся непонятным. А ведь именно собственник решает, какую форму управления своим имуществом выбрать – управляющую компанию, ТСЖ или взять его в непосредственное управление. Многие не понимают, что такое общедомовое имущество и за что они отвечают за пределами своей квартиры. Необходимо объяснять, что это и крыша, и чердаки, и лифты, и трубы в подвале. Сейчас создаются Советы многоквартирных домов. Именно они будут непосредственно работать с управляющими компаниями, и именно им принадлежит основная роль в расширении информированности людей, которые живут в каждом доме.
Гость | 07.08.2012 в 19:16 | ответить0
Удальцова что ли пиарят?
Гость | 07.08.2012 в 19:52 | ответить0
Так получается, что пример прозрачности должны показать сами власти. Тот же департамент ЖКХ — одна говорильня, а что делают и как влияют не понятно. Первый зам только приступил — уже три раза в статье упоминают и цитируют, а директора нового вообще не видно и не слышно, за веревочки наверное дергает, Журналистов особо информацией не балуют, так они рады и такому «круглому столу». Дела-то где? Где-то что-то стало лучше? Все задачи сами себе формулируют.
Гость | 08.08.2012 в 08:11 | ответить0
Первое, что требуется населению от Департамента ЖКХ — научить работать с подрядными организациями. Разработать типовую документацию: формы договоров, грамотные формы актов приемки работ…