пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 18 июня 2010

К реформам регион готов на сто процентов

С 1 января 2011 года вступит в силу федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Он направлен на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, а также на оптимизацию сети государственных и муниципальных учреждений. Новый закон напрямую коснётся государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении департамента образования правительства Ярославской области. О работе исполнительных органов власти по поддержке системы школьного образования в Ярославской области в свете предстоящего реформирования бюджетных учреждений мы беседуем с директором департамента образования правительства Ярославской области Татьяной СТЕПАНОВОЙ.


автор Беседовала Лариса ДРАЧ

 

– Закон вступает в дей­ствие с 1 января 2011 года, но реализовать его предполагается в течение полутора лет, то есть вплоть до 1 июля 2012 года, – пояснила Татьяна Александровна. – В системе образования предполагается создать два типа учреждений – бюджетные и автономные. В чём новшество? В принципе формирования бюджета и финансирования этих учреждений. Бюджетные учреждения будут финансироваться по смете, как было и всегда, однако составляться она будет согласно государственному или муниципальному заказу. Автономное учреждение также будет получать государ­ственный или муниципальный заказ, однако, поскольку оно имеет гораздо большую экономическую самостоятельность, то и финансирование предполагается не по смете, а одной строкой. Например, есть государственный заказ на подготовку 400 специалистов. Исходя из стоимости обучения одного учащегося – 50 тысяч рублей, автономному учреждению на реализацию этого государственного задания выделяется одной строкой сумма 20 миллионов рублей, и руководитель автономного учреждения сам решает, каким образом распределить эти средства, чтобы выполнить государственное задание.

– Насколько Ярослав­ская область готова к предстоящему реформированию?

– Что касается нашего ведомства – департамента образования правительства Ярославской области, то мы абсолютно готовы к выполнению нового федерального закона. Эта готовность вызвана введением нормативов бюджетного финансирования, что было сделано по инициативе департамента образования правительства Ярославской области в нашем регионе с 1 января 2003 года. Согласно этому все образовательные учреждения Ярославской области являются бюджетополучателями, и механизм их финансирования отработан нами за эти семь лет пошагово до мелочей. Именно поэтому переход к финансовой самостоятельности – будь то бюджетное учреждение или автономное – для образовательных учреждений Ярославской области нестрашен: школы давно самостоятельны в решении финансовых вопросов. В ведении департамента образования правительства Ярославской области на сегодняшний день находится 77 образовательных учреждений, все они получают государственные задания и финансируются в соответствии с этими государственными заданиями. Для сравнения приведу такой факт: в прошлом году норматив бюджетного финансирования был введён только в 43 регионах страны – это примерно половина, а Ярославская область работает по этому нормативу уже семь лет.

– Получается, что выгодно быть в числе первопроходцев?

– Речь не идёт о какой-то выгоде. Просто уже тогда, несколько лет назад, мы почув­ствовали, что для дальнейшего продуктивного развития системы образования в нашем регионе необходимо рассчитать, сколько средств должно выделяться государ­ством для обеспечения государственного образовательного стандарта в расчёте на одного ученика. Подобный норматив разработан для каждого типа образовательного учреждения. 

– С каких шагов начнётся работа по реформированию бюджетных учреждений в нашем регионе?

– Эта работа уже ведётся департаментом образования правительства Ярославской области. Сегодня в статусе автономного в Ярославской области находится только одно образовательное учреждение – это техникум бытового сервиса, получивший новый статус в июле прошлого года. В текущем, 2010 году, к переводу в статус автономного подлежат ещё десять государственных учреждений профессионального образования (лицеи, колледжи, училища).

– А кто решает, каким быть учреждению – бюджетным или автономным?

– Право выбора остаётся за коллективом и руководителем учреждения. В первую очередь надо взвесить и проанализировать свои возможности. Автономия предполагает не только большую финансовую свободу, но и необходимость самостоятельно зарабатывать. Это может быть и сдача свободных площадей в аренду, и предоставление дополнительных образовательных услуг, и так далее. Здесь всё зависит от того, насколько руководитель учреждения, будучи в первую очередь менеджером, способен организовать всю работу.

– Не секрет, что у любого нововведения всегда есть противники. Их главный аргумент – автономия постепенно создаст почву для замены бесплатного образования платным. Насколько эти опасения обоснованы?

– Абсолютно беспочвенны! Все предметы, которые входят в государственный образовательный стандарт, по-прежнему будут бесплатными для родительских кошельков. А вот то, что находится за пределами стандартов, действительно может быть платным. Кто-то хочет, чтобы его ребёнок занимался углублённо иностранными языками, кто-то предпочитает хореографию – согласитесь, что государ­ство не в состоянии оплачивать все желания родителей. 

– Получается, что у автономных образовательных учреждений будут «развязаны руки» и они смогут предоставлять любые платные образовательные услуги?

– Да, если есть соответ­ствующая материальная база учреждения, кадры и желание учеников.

– Какие конкретные шаги предпринимает департамент образования правительства Ярославской области по поддержке системы школьного образования в свете предстоящего реформирования бюджетных учреждений?

– Делается немало. Мы сами разрабатываем государственные задания для образовательных учреждений. В прошлом году правительством Ярославской области принято положение об автономном учреждении. Сейчас специалисты департамента образования оказывают помощь муниципальным образованиям в разработке муниципальных заданий. В настоящее время готовятся пакеты документов по переводу учреждений начального и среднего профессионального образования в статус автономных, и в ближайшей перспективе будет подготовлен проект постановления правительства Ярославской области о переводе их в статус автономных. То есть алгоритм действий правительства Ярославской области в свете предстоящих реформ прост, конкретен и понятен.


Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают