четверг 19

Тема дня
Открыт новый информационно-образовательный портал ЯРКИПЕДИЯ

21 ноября в сети Интернет начал работать новый информационно-образовательный портал по истории Ярославской области - «ЯРКИПЕДИЯ», на котором представлена самая разнообразная информация о событиях ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии






Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 10 августа 2002

Золотое поле и зеленый лес

Эстафету праздничных именин принимает сегодня город Пошехонье. Как и многие другие уездные города, родился он с легкой руки императрицы Екатерины II, которая, изрядно озаботившись пугачевским бунтом, взялась укреплять свою власть на местах.

автор Марина РОЗОВА.

 

Ярославский наместник Мельгунов обратил внимание государыни на село Пертома как центр обширного Пошехонского уезда, раскинувшегося вдоль реки Шексны, в местном произношении - Шехони.

Большое село Пертома с населением в тысячу человек, убеждал Екатерину Мельгунов, выгодное расположение имеет: близ села сошлись устья двух притоков реки Согожи - Соги и Пертомки, и это удивительное по красоте своей междуречье недаром окрестили заезжие купцы северной Венецией. Вняла императрица просьбам ярославского генерал-губернатора и своим указом сенату об учреждении Ярославского наместничества от 3 августа 1777 года в составе его среди двенадцати уездов определила и Пошехонский, "а как городское правление Пошехонскаго уезда было в селе Пертоме экономического ведомства, то и сие село переименовать городом Пошехонь". Такая запись значится в 20-м томе полного собрания законов Российской империи. Тогда же был утвержден и герб города, на котором изображены "в золотом поле накрест две зубчатые полосы", а в центре на маленьком щите помещен ярославский медведь. Золотое поле символизирует поля, богатые зерном, а зеленая зубчатая полоса - это лес, коим богата пошехонская земля.

Не прошло и десятилетия, как был утвержден регулярный план Пошехонья, отличавшийся ясностью и геометрической четкостью. От центральной полукруглой площади веером расходились пять лучей: Любимская, Даниловская, Ярославская, Рыбинская и Мологская улицы, соединенные тремя улочками-полукольцами. Как свидетельствуют документы тех времен, уже в 1797 году в Пошехонье было 374 "посредственных обывательских дома", среди которых, однако, ни единого каменного. Наперво лишь двум самым важным заведениям повезло разместиться в каменных "палатках" - "уездному казначейству с кладовою" и "винному магазейну". Даже сто лет спустя город не спешил одеваться в тяжелый и тесный камень, лишь 34 состоятельных пошехонца позволили себе такую роскошь.

Как и вся Ярославская губерния, Пошехонский край не был богат сокровищами подземных кладовых. Малоплодородные земли не обеспечивали крестьян и мещан достаточными средствами, а посему уходили они на заработки в большие города, в соседний Рыбинск, тянули баржи по Волге. Другие осваивали разного рода ремесла, занимались кустарными промыслами. Плотники, столяры, каменщики, кровельщики, скорняки, медники, шорники, тележники, колясники, паяльщики, крендельщики, коновалы, серебряники, гармонщики, иконописцы и даже мастера по выполнению позолоты - сусальщики, поставлявшие золото для Софийского собора в Великий Новгород. Живы и поныне сусальщики, а только говорят, нет заказов у этих мастеров. Сохранился инструмент - дети из гимназии "Озарение" под руководством Наталии Прозоровой сберегли его в своем музее.

Лишь несколько заводиков коптили пошехонское небо к началу прошлого столетия: свечной, кожевенный и опять же сусальные предприятия. До сих пор на слуху купеческие фамилии Шукаловых, Шалаевых, Крундышевых, Кукличевых, Первовых. А за окраиной города, на заливных пойменных лугах междуречья, процветало молочное животноводство. В конце XIX века местные крестьяне начали осваивать сыро- и маслоделие. Знаменитые сыры - "голландский" и "швейцарский", "парижское" и "голштинское" масло пользовались спросом не только в соседнем Рыбинске, но и в Петербурге. И тем не менее "город был беден, потому что отдален от трактов, от большой дороги, пролегающей через всю Ярославскую губернию, от Волги, - писал посетивший Пошехонье в 1849 году И. С. Аксаков. - Из Рыбинска приезжаешь сюда, как из столицы". Четыре десятилетия спустя известный ярославский историк-краевед Константин Головщиков писал: "Внутренняя жизнь жителей Пошехонья тише жизни таких же небольших приволжских городов или стоящих на железнодорожных путях".

Наталия Прозорова, которую считают здесь самым знающим историком, уверена: история Пошехонья начинается вовсе не с екатерининских указов, а со знаменитой Адриановой пустыни. Ее основателем был уроженец Ростова монах по имени Адриан. В 1540 году он покинул свою обитель на Вологодчине и поселился в пошехонских лесах, на берегу реки Ветки. А в 1543 году митрополит Макарий дал Адриану благословение на основание монастыря. Крестьяне соседней Белосельской волости, опасаясь, что монастырь со временем завладеет их землями, убили старца и разгромили его обитель. Но в начале XVII века монахи вновь возродили монастырь на старом месте, открыли нетленные мощи старца Адриана и построили деревянную церковь. В начале следующего века здесь вырос каменный собор. Монастырь стал одним из самых богатых в Ярославской губернии, в середине XVIII столетия он имел около полутора тысяч душ крепостных крестьян, обитель была сильна и после секуляризации монастырских вотчин в 1764 году.

А в этом году местные историки узнали, что на месте Троицкого собора, а точнее, его колокольни, которая стала настоящим символом Пошехонья, находилась когда-то маленькая Ионина пустынь, которая была упразднена одним из екатерининских указов и поглощена Адриановым монастырем. Так вот, обитель святого Ионы Пошехонца была первым монастырем на пути Ермака в Сибирь, а вообще пошехонская земля явила православному миру двадцать святых.

В "глухом" Пошехонье было открыто высшее духовное училище, четыре его выпускника причислены к лику святых. Здесь учились знакомый рыбинцам Адриан Югский, мудрый старец, подвижник; видный оратор, преподаватель римского права в Московском университете Никита Иванович Крылов, анатом Евгений Филиппович Аристов, друг Лобачевского, работавший в Казанском университете и доказавший, что физическое состояние человека зависит от его духовного состояния. Выпускниками были известный этнограф Алексей Балов, чьи работы и ныне изучаются специалистами, его коллега Савва Дерунов, тоже этнограф, описавший множество свадебных обрядов, талантливый поэт... Кстати, три знаменитых в России княжеских рода - пошехонские. Это Белосельские-Белозерские, откуда произошла Зинаида Волконская, родственница Марии Волконской, - в ее салонах часто бывал Пушкин. Князья Ухтомские и князья Шельшедомские - в их фамилиях звучат названия пошехонских речек Ухтомы и Шельши. Более пятидесяти барских усадеб было в пошехонской стороне, но почти все они сегодня разрушены.

Богата история края, и многое о ней узнают жители и гости города во время праздничных событий. Приезжайте - не пожалеете!

Читайте также
  • 27.01.2012 В Кирилло-Афанасиевском монастыре - престольный праздникСовсем недавно в Кирилло-Афанасиевском мужском монастыре, что в самом центре Ярославля, начала возрождаться церковная жизнь. Ещё не все монастырские здания
  • 03.11.2010 Очищение от Смуты 4 ноября уже в шестой раз россияне отметят День народного единства. В этот же день у православных христиан большой праздник – Казанской иконы Божией
  • 19.08.2009 После молитвы – на трапезуТолгский монастырь уже готов к встрече многочисленных гостей, которые съедутся сюда завтра на праздник обители в честь иконы Божией Матери «Толгская».
  • 18.07.2009 Чудо каждого дняК юбилею готовится Николо-Сольбинский монастырь. 19 июля здесь по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла пройдут торжества, посвящённые
  • 25.09.2008 «Стойте, игуменья идёт»Сегодня исполняется 20-летие пребывания в игуменском сане матушки Варвары (Третьяк), настоятельницы Свято-Введенского Толгского женского монастыря.
  • 13.09.2008 Творивший для жизни вечнойПятисотлетний юбилей готовится отметить одна из древнейших на переславской земле православная обитель – Свято-Троицкий Даниилов монастырь. Торжества благословил
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают