воскресенье 05

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии






Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 11 апреля 2003

Сорoк лет люблю балет

Первая запись в трудовой книжке слесаря с ярославской ТЭЦ-1 Александра Васина такая: «артист балета». Отличный повод вспомнить, как получилось, что жизнь его некогда дала такого кругаля, появился на днях. Можно сказать даже, что повод этот реальностью стал с легкой руки самого Александра.

автор Юлиан НАДЕЖДИН.

 

Недавно он подсчитал, что его любимому, когда-то известному на всю страну народному театру балета при клубе «Гигант» исполняется ровно сорок лет. Дозвонился до дирекции культмассовых программ «Гиганта»: знаю, мол, что у вас там сейчас не лучшие времена, и ремонт – не самая подходящая обстановка для застолий, но давайте все же попробуем собраться, вспомним старые времена. Заведующей отделом Галине Юдиной не надо было ничего объяснять: она тоже из народного театра. Вопрос в стенах клуба, что называется, давно витал в воздухе. В общем, быстро сговорились. По списку обзвонили дам и кавалеров. В назначенный день за счет принимающей стороны накрыли столы. Все зеркало в балетном классе «Гиганта» было залеплено фотографиями, а на рояле стопкой лежали альбомы – в них вся история народного театра. Так как же появилась в трудовой книжке слесаря та странная запись? Поступать «на балетмейстеров» в Ленинградский институт культуры поехали они целой компанией. Чуть ли не у дверей экзаменационного класса, оценив профданные общительного ярославца, перехватил Васина вербовщик музыкального театра из узбекского города Джетысай. Была не была – уехал Александр в Среднюю Азию. Что поделать, жизнь его потом повернулась так, что профессиональным танцовщиком он не стал. Хотя до сих пор спасибо говорит искусству балета: обучил – в прямом и переносном смысле – твердо стоять на ногах и прямо держать спину. Рассматриваем снимки. Вот на занятиях первый руководитель народного театра Иван Каренин, рядом с ним – педагог-репетитор Наталья Захарова. Вот сцены из их, может быть, самого красивого спектакля «Шопениана». Рядом кадры из «Кармен-сюиты» и «Бедной Лизы» в хореографии известных московских балетмейстеров Тамары Рамоновой и Леонида Таубе. Фотографии напоминают и о других звездных часах театра: о гастролях в Ленинграде, о приглашении в программу Центрального телевидения «Жизнь танца». Вот в гостях у ярославцев – Махмуд Эсамбаев, звезды Большого театра Наталья Бессмертнова и Владимир Тихонов. Тамадой по собственному почину вызвался стать элегантный незнакомец, пришедший с огромным букетом цветов. Оглядев зал, он сперва по всей форме отрекомендовался: воспитанник института культуры, заместитель директора департамента культуры администрации Вологодской области Юрий Чирьев, руководитель центра «Русский балет XXI века». – Не поверите, мне этот наш балетный класс до сих пор по ночам снится, – говорит Юрий Борисович. – Моя матушка, бывшая танцовщица в ансамбле песни и пляски Тихоокеанского флота, сюда меня буквально, извините, палкой загоняла. Но вскоре появился интерес. Дело тут было поставлено серьезней некуда. Классику, характерный танец, историю балета, музыкальную грамоту проходили – недаром нашу студию в шесть ступеней называли филиалом Московского хореографического училища. Спектакли шли под настоящий симфонический оркестр. В их балетные зачетки ставились школьные отметки. Злостных неуспевающих безжалостно отчисляли. Тапки выдавали из расчета – пара на месяц. Изнашивали их за неделю. А потом всеми правдами и неправдами приходилось мальчишкам доставать в костюмерной новые. – Приятно было узнать, – добавил тамада, – что балетные пачки в нынешней костюмерной «Гиганта» бережно сохраняются. Слышал, что всего там пятьсот костюмов, не на один – на несколько театров хватит. Тему дисциплины, затронутую Чирьевым, развивали по очереди. За порядком в студии и на репетиции спектаклей наблюдали не только педагоги, но и старосты. На эту должность обычно выдвигали, как сейчас бы сказали, самых продвинутых. Старост уважали и побаивались. За опоздание можно было не только строгое внушение заработать, но и дружеский подзатыльник. Пока на одном конце стола обсуждали старост, одна из них, Ирина Кольцова, на другом его конце отводила душу в кругу подруг – Галины Третьяковой, Натальи Налимовой, Надежды Васильевой. Вспоминали своих цыганок в «Кармен-сюите», светских дам на балу у Золушки. Разбирались, кто в студийной постановке «Доктор Айболит» был райской птичкой, а кто простой уткой по имени Кряква. Кто-то из подруг закончил университет, кто-то – политех, но случаю было угодно, чтобы танец снова собрал их под одной крышей. Все четверо укрепляют славные традиции ярославской акробатики – на должностях тренеров-преподавателей хореографических дисциплин в школе олимпийского резерва. Выясняется, что тот же Александр Васин и его сосед инженер с моторного завода Лев Владыкин (он поступал в театр по конкурсу в год основания!) на вечере воспоминаний – чуть ли не единственные, кто не сделал искусство Мельпомены профессией. Остальные, как выражались в старину, – танцмейстеры. Любовь Смирнова и Алла Андреева – педагоги в школе искусств. Марина Кудрявцева ведет класс-уроки в театральном институте. Наталья Рожкова – педагог в танц-клубе «Каприз». Ее тезка Наталья Сергеева – старший тренер по хореографии аж сборной команды России по спортивной гимнастике. Лариса Шабанова остается верной «Гиганту». Она недавно заново набрала детскую студию и подготовительный класс. Занятия ведет, как это было в народном театре, по программе хореографических училищ. Студийцы уже кое-что умеют, некоторые просто рвутся «выступать». На следующий год Шабанова хочет поставить несколько номеров для показа на сцене. Для большинства из тех, кто собрался на вечер воспоминаний, «Гигант» без балетного театра что весна без скворцов. Перед расставанием все тот же Васин предложил тост, чтобы поскорей отремонтировали сцену и зрительный зал. Тогда, – добавил кто-то, – второе рождение ярославской легенды – театра балета, станет исключительно вопросом времени. На снимках: концертный номер «Испанский танец»; на класс-уроке Лариса НОВИКОВА (начало 1970-х гг.). Фото из архива клуба «Гигант». P. S. Высказанный на вечере воспоминаний оптимизм насчет второго рождения ярославской легенды разделяют и в дирекции ГСКУ ЯО «Клуб Гигант». В экстремальных условиях капитального ремонта «Гигант» продолжает оставаться родным домом для его лучших коллективов. В конце апреля исполнится пять лет театру танца «Граффити». Осенью будут отмечены 20-летняя годовщина творческой деятельности руководителя класса сольного пения, заслуженного работника культуры РФ Галины Бажурко и 40 лет хору ветеранов. Предусмотренных для ремонта средств из разных бюджетных источников будет, как считают заказчики, вполне достаточно для успешного выполнения годового графика работ. В перечне приоритетных мероприятий по сохранению объектов культурного наследия на 2003 год реставрация архитектурно-лепного декора и монументальной живописи в зрительном зале. Ремонту «Гигант» помогает всеми силами, ведя уставную деятельность как социально-культурное учреждение. Средства от детских дискотек, платных студий и полученные от коммерческой деятельности идут на закупку строительных материалов, электрооборудования. В апреле будут полностью сданы учебные классы второго этажа, в том числе и широко известный любителям музыки класс сольного пения. В планах дирекции на год – ремонт балетного класса. Завершена разработка проектно-сметной документации для зрительного зала. Клуб продолжает гасить задолженность по основным налогам и отчислениям в фонды, накопившуюся с середины 90-х годов. На сегодняшний день погашена основная ее часть, а в мае нынешнего года планируется взнос последнего платежа. Кроме того, в планах руководства ГСКУ ЯО «Клуб Гигант» полное обновление его материально-технической базы.

Читайте также
  • 29.12.2012 Леписто ушёл Защитник Сами Леписто больше не будет выступать в ярославском «Локомотиве». Клуб расторг действующий контракт с финским хоккеистом.  
  • 25.12.2012 Для «Шинника» наступают новые времена... Пивоваренная компания «Балтика» стала официальным спонсором футбольного клуба «Шинник». Торжественное подписание соглашения о сотрудничестве
  • 18.12.2012 «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена»Занятия физкультурой и спортом должны стать доступными для всех жителей Ярославской области вне зависимости от места их проживания. Это –
  • 13.12.2012 Не паркетный клуб, а самый боевой Мышкинский военно-патриотический клуб «Десантник», где подростки учатся боевым искусствам и умению обращаться с оружием, второй год без своего помещения.
  • 08.12.2012 Сам Кембридж наградил школу в Ивняках  Призовой сертификат от компании «Mimio» (Кембридж, Великобритания), мирового лидера в области интерактивных технологий обучения, привёз
  • 18.12.2002 "Гигант" отдает долги и чинит стропила Премьеры эстонских художественных ансамблей в тыловом Ярославле военные историки приравнивают к исполнению Седьмой симфонии Шостаковича в осажденном Ленинграде.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают