пятница 19

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 31 августа 2004

Прощай, оружие...

Ар брют

автор Лариса ДРАЧ.

 

30 августа одному из самых известных российских авторов-аутсайдеров Александру Павловичу Лобанову исполнилось бы 80 лет. Художник ушел за грань бытия годом ранее, так и не сумев осознать ни степени своего таланта, ни масштабов своей известности.

С рождения между Александром Лобановым и всем остальным миром злым роком было выстроено три непроницаемых стены – глухонемота, психическое расстройство и полная социальная изоляция. Каждого из этих непреодолимых барьеров было бы достаточно, чтобы сломить человека. Лобанов, вопреки всем обстоятельствам, выстоял.

Родом он из простой семьи. Профессия отца была связана с рекой – работал перевозчиком, лодочником; на матери держался весь дом – она вела хозяйство, растила детей. Сейчас уже невозможно установить (а раньше подобной диагностикой никто не был озадачен), являлись ли глухота и психические расстройства у мальчика врожденными либо были следствием перенесенной в детстве травмы или заболевания. Однако психолог Татьяна Башаева, которая сейчас анализирует творческое наследие Александра Павловича, считает, что опыт раннего слышания у ребенка все-таки был.

Сильным потрясением для всей семьи стало затопление родной Мологи, последующий переезд в Ярославль. Возможно, к этому периоду относится и первый визит к врачам. На одной из самых ранних работ художника изображена ситуация, когда женщина приводит маленького мальчика за руку к доктору, а тот, защищаясь, стреляет в человека в белом халате из пистолета. Это, к слову, единственная работа, на которой лобановское оружие стреляет. На всех остальных – его многочисленные ружья молчат.

Потом последовала неудачная попытка устроить ребенка в Загорский интернат, но что-то не сложилось, образования он так и не получил, даже азбуку глухонемых не освоил. Однако небольшой опыт письма у него все же был. Трудно поверить, но с такими явно выраженными отклонениями от общепринятой нормы, будучи взрослым, Александр устраивается учеником слесаря на моторный завод и даже некоторое время там трудится.

Однако болезнь прогрессировала, и в возрасте 23 лет Александр Лобанов был определен в скорбную обитель, в Афонино. Больница и станет для него по-настоящему родным домом, в стенах которого он проведет 56 лет, всю свою жизнь. Ради справедливости надо отметить, что в 60-е годы родственники хотели забрать Александра Павловича из больницы домой. Но тот ка-тегорически отказался: уже привык.

Первоначально же отказ от него близких людей и вынужденная изоляция стали сильным испытанием для и без того неуравновешенной психики. По словам врачей, единственной формой протеста, который затянулся на годы, был пронзительный крик больного. Других звуков глухонемой пациент просто не издавал. К этому периоду относится неадекватное, агрессивное отношение к людям вообще и к матери в частности. Появляются суицидальные высказывания в дневниковых записях: «покойник – хо-рошо».

Сложно сказать, в какой период времени Александр Лобанов начал рисовать. По воспоминаниям родственников, попытки что-то изобразить, смастерить были у него еще в раннем детстве. Очевидно, здесь природа смилостивилась наконец-то над несчастным своим творением – произошел процесс компенсации, и недоданное свыше заменилось неукротимой жаждой и потребностью красоты. Александр Лобанов начал создавать свой иллюзорный мир, на защите которого всегда стоял человек с ружьем. Откуда это пришло? Возможно, из юношеских воспоминаний. Во время войны в один из соседских домов на постой пришли солдаты, сложили в груду ружья. Увиденное потрясло Лобанова. А когда один из солдат в шутку пообещал подарить ружье, а потом, естественно, «позабыл» о своем обещании, близкое, казалось, обретение желанного превратилось в настоящую трагедию для юноши. С тех пор более полувека на каждой своей картине художник упорно изображал оружие, и уже никто не смел его у Александра отнять.

Ружье становится для Лобанова символом силы, независимости, всего того, чего он был по определению лишен. Но возведенный в культ человек с ружьем у Александра Павловича не агрессивен. Он не нападает, а защищает. А оружие – тотем, своеобразная икона. Символичны и надписи на картинах: «Лобанов. Ружье. Хорошо», «Не добивай подранка стволами или ложей ружья. Не пользуйся ружья для того».

Живопись не только примиряет художника с окружающим миром. Она примиряет его с самим собой. Если до 70-х годов он упоминал о себе только в третьем лице, то от картины к картине его самооценка повышается. Александр осознает себя не объектом, а субъектом, начинает подписывать картины – сначала инициалами, потом полным именем. В его небогатом словарном запасе, касающемся в основном оружия, появляется местоимение «я». И высшей самооценкой и оправданием своего существования на этом свете становится фраза «Я – рисование».

Вскоре в жизни Александра Павловича появляется еще одна пламенная страсть – фотография. В его творческом наследии сохранилось более пятисот фотопортретов. Сам Лобанов фотографировать не умел, зато позировал мастерски, вдохновенно. Возможно, он воспринимал нацеленный на него объектив аппарата как дуло ружья, и каждый раз, когда раздавался щелчок камеры, переживал снова и снова сладостный момент своего бытия. К этому времени относится и новый виток его творчества – художник начинает создавать коллажи, вклеивая свое изображение в уже написанные картины. Позднее появятся автопортреты, что станет еще одним шагом вверх по лестнице в осознании себя – личности и себя – художника. Человек, сделавший себя сам, – этот алгоритм успешности, столь популярный сегодня в мире, как нельзя более подходит и к известному представителю искусства аутсайдеров Александру Лобанову.

В 1997 году состоялся пилотный арт-проект «ИНЫЕ», в рамках которого произошло первое знакомство широкой аудитории с творчеством этого маргинального художника. Надо отметить, что одна из первых выставок «аутсайдер арт» – искусства, зародившегося в недрах экспрессии безумия, – состоялась в Москве еще в 1914 году. Этим направлением тогда активно заинтересовался известный художник Василий Кандинский. Сегодня не только Россия, но и весь мир переживают новый виток интереса к изобразительному языку душевнобольных. Свидетельство тому – сменяющие друг друга выставки искусства «ар брют» в самых престижных арт-галереях мира. Начиная с 1997 года у Александра Павловича Лобанова состоялось четыре персональные выставки, которые демонстрировались не только в Ярославле, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Германии, Франции. В предстоящем ноябре с творчеством художника-маргинала Александра Лобанова познакомится Калифорния.

Его наследие – это около 300 рисунков, более 500 фотопортретов, десятки самодельных записных книжек. Часть была передана самим автором еще при жизни председателю арт-проекта и куратору коллекции «ИНЫЕ» Владимиру Гаврилову. Оставшуюся, большую часть, ему передали родственники уже после смерти художника. Часть экспозиции демонстрируется в мемориальной комнате Александра Лобанова в больнице «Афонино». Полностью представить коллекцию Владимир Гаврилов планирует к 2010 году – им уже подана заявка на организацию первого в российской провинции музея-студии «ИНЫЕ».

Читайте также
  • 29.12.2012 Это не их, а моя газета Сколько себя ни помню, всегда слышала при каких-то проблемах: «Позвоните в «Северный край»?!», «Будем жаловаться в
  • 25.12.2012 Юрий КАЗАКОВ:«В Ярославле снижается уровень культуры»Знаете, что мне кажется удивительным? Практически на каждый день календаря приходится чей-то профессиональный праздник – есть день работников Сбербанка
  • 19.12.2012 «Обязательно картина называется портрет» В выставочных залах на Максимова открылась областная выставка, посвящённая одному жанру – портрету.
  • 28.11.2012 Дом, где живут картины Дом художественного творчества (таков официальный статус Даниловской картинной галереи), несмотря на провинциальную прописку, принимает выставки мастеров
  • 20.11.2012 От Твериц до самых до окраин... В выставочном зале Союза художников – юбилейная выставка народного художника России Александра Кариха.
  • 17.11.2012 Оброк картинами Оригинальную форму сотрудничества собираются апробировать региональное отделение Союза художников России и мэрия города Ярославля. Каждый художник, член
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • "Филипповки" Православный мир начинает готовиться к Рождеству. Этому прежде всего предшествует пост. Зачем он нужен,
  • Огнецвет Папоротники – очень древняя группа растений. Они господствовали на Земле еще 360 – 286 миллионов
  • Лучше б ей не видеть маму 13 марта в детскую клиническую больницу № 3 пришла женщина. В руках у нее был сверток. Когда врачи его