суббота 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 14 января 2004

Бревно в глазу

В больнице имени Н. А. Семашко недавно разом исчезли оба врача-окулиста. Между тем это муниципальное учреждение здравоохранения – одно из самых крупных в Красноперекопском районе. Оно традиционно обслуживает всю старую часть закоторосльного Ярославля, примыкающую к фабрике «Красный Перекоп», для которой в свое время и были построены ее первые корпуса.

автор Андрей СОЛЕНИКОВ.

 

Больница без окулистов

Пациенты, которым уже был назначен прием, потолкавшись у закрытых дверей кабинета день-другой, отправились к главврачу Владимиру Пакину. Он мог только сообщить, что одна врач-окулист переехала в другой город, а вторая перешла на работу в железнодорожное медучреждение, где больше зарплата. Владимир Петрович обещал что-нибудь предпринять через несколько дней.

Но время шло, очередь пациентов с травмами и патологиями глаза росла. Наконец по договоренности с администрацией медсанчасти НПЗ врач-окулист этой больницы стала принимать пациентов, приписанных к больнице имени Семашко.

Но где больница, а где медсанчасть НПЗ. Район-то вроде и один, но концы города разные, и на одном виде транспорта с улицы Стачек и из поселка Текстилей туда не скоро доберешься. К тому же не факт, что точно попадешь на прием: медсанчасть НПЗ тоже обслуживает немалую часть города.

Граждане с наиболее острыми проблемами зрения стали донимать письмами мэра Виктора Волончунаса, депутатов муниципалитета, редакции газет. На заметку в «Северном крае» от 2 декабря 2003 года «Окулистов не хватает» откликнулась начальник управления здравоохранения Ярославля Галина Моргунова. Но ее обещания «решить проблему» вряд ли утешили авторов письма в газету.

«С 1 марта 2004 года, – сообщила нам Галина Михайловна, – приступит к работе врач, проходящий в настоящее время первичную специализацию. Администрацией больницы заключен договор о прохождении интернатуры по офтальмологии студентки 6-го курса лечебного факультета медакадемии за счет средств МУЗ КБ имени Н. А. Семашко для дальнейшей работы в этом лечебном учреждении».

То есть пациентам с Перекопа предлагается подождать еще квартал, при том, что кабинет окулиста и так уже пустует три месяца.

Кругом некомплект

Выяснилось, что не только в больнице имени Семашко проблема с врачами-глазниками, но и во всем городе. Наша сотрудница, которой пришлось обратиться за помощью к окулисту в первую поликлинику на ул. Пушкина, пришла оттуда в ужасе от громадной очереди к офтальмологу: «Такое впечатление, что в Ярославле эпидемия глазных заболеваний!»

Пришлось вновь идти за разъяснениями к Галине Моргуновой. Неужели в управлении не знают об острейшей нехватке в городе врачей этой специальности? Ведь, судя по ответу, кардинальные меры к заполнению ставок не предпринимаются.

– У нас критическая ситуация не только с окулистами, – сообщила Моргунова. – Не хватает терапевтов, отоларингологов, невропатологов, стоматологов, кардиологов, специалистов функциональной диагностики, эндоскопистов, педиатров, хирургов, врачей скорой помощи. Всего дефицит специалистов по городу 47 человек.

Главные врачи просят помощи в медакадемии, но, например, кардиолога или офтальмолога вуз сразу дать не может. Студенты заканчивают шестой курс со специальностью терапевт, акушер-гинеколог, педиатр, и только после прохождения интернатуры их направляют на первичную специализацию.

Подготовка специалиста в интернатуре занимает год и стоит для больницы, по заявке которой готовится врач, 14 тыс. рублей. Так что получить узких специалистов в достатке и с запасом на случай их ухода в декретный отпуск или увольнения наши больницы не имеют материальной возможности.

А люди не держатся из-за низкой зарплаты. Ставка начинающего врача, установленная Минздравом, всего 1600 рублей, специалиста с сорокалетним стажем – 3600. Как сегодня прожить на такие деньги, прокормить семью?

Чьи это ЗАБОТЫ?

Мы живем теперь в рынке, и каждый сам за себя в ответе. Если нанятый вами генподрядчик разведет руками и скажет, что не может найти кровельщика, то вы ему ответите: «Это ваши проблемы!» Вот и здравоохранение у нас вроде бы в рынок входит. За автора этой статьи и его коллег, например, работодатель медицинские услуги оплатил вперед, перечислив 3,4 процента фонда заработной платы в фонд обязательного медицинского страхования. За бюджетников, пенсионеров и инвалидов страховку платят соответствующие бюджеты – от муниципального до федерального. Раз за меня заплачено, лечите! Специалисты, их зарплата, медикаменты, питание в больнице, оборудование – это уже ваши проблемы, господа чиновники от здравоохранения.

Но это – в идеале. На деле так не получается по двум основным причинам. Страховые взносы, как, впрочем, и налоги в бюджеты, платят далеко не все. По области задолженность в ФОМС за прошлый год, как сообщила Галина Михайловна, составляет 160 млн. рублей, по областному центру – 30 миллионов. Поэтому здравоохранение у нас по-прежнему на 70 процентов финансируется из бюджета. Из этих денег в основном идет зарплата врачам, на них приобретается оборудование, ремонтируются и строятся больницы. Денег фонда ОМС хватает только на связь, охрану, питание, мягкий инвентарь: белье, халаты. В рамках все тех же нищенских ставок медстрах также обеспечивает около 20 процентов оплаты труда врачей и медсестер.

По нормам 30-х годов

Если Правительство и Госдуму РФ не беспокоит униженное положение бюджетников, среди которых врачи – самая высококвалифицированная прослойка (семь лет учатся, больше, чем в любом вузе), то, может быть, местные законодатели в состоянии помочь управлению здравоохранения выправить уродливые тенденции в кадровом обеспечении больниц, ввести надбавки тем специалистам, которых не хватает?

– У нас в муниципалитете мощная поддержка, – уверяет Галина Моргунова. – Семь депутатов – врачи и главврачи. И для медиков они добились прибавки к зарплате раньше, чем это сделало федеральное правительство. Муниципалитет пролоббировал страхование работников скорой помощи за счет бюджета, так как у них не только высокая нагрузка, но и большой риск: то на «скорую» машины налетают, то в нее стреляют. Тем, кто работает в выездной бригаде, теперь выплачивается десятипроцентная надбавка к зарплате. Штатное расписание у нас очень давнее, чуть ли не с тридцатых годов. Поэтому в «скорую помощь» больницы имени Соловьева, куда каждый день доставляют 40 – 50 пациентов, с 1 января этого года сверх всех нормативов добавили 39 ставок. Это ставки дежурных врачей, врачей приемного покоя.

Куда ОНИ уходят

Итак, материальная заинтересованность врачей всех специальностей низка одинаково, но почему именно окулисты чаще всего покидают больницы? Чтобы понять это, достаточно заглянуть в любой магазин «Оптика» или в крупную аптеку, где большой «очковый» отдел. Прежде чем продать очки, вам обязательно предложат пройти в устроенный прямо здесь кабинет, иногда комнатку за занавеской, где лицензированный врач-окулист проверит ваше зрение и порекомендует нужные очки. Это очень удобно и покупателям, и врачам. Работа непыльная и хорошо оплачиваемая. Никакого беспокойства за исход лечения, нет громадных очередей на прием, неизбежной в поликлиниках писанины. Таких кабинетов по городу десятки. Работают там те же выпускники медакадемии, прошедшие интернатуру и получившие лицензию на право врачевания. Нужны такие высококвалифицированные специалисты в частных клиниках, оснащенных по последнему слову техники, где стоимость операций несравнимо выше, чем в муниципальных учреждениях, и столь же высокая оплата. Вот туда и уходят молодые офтальмологи из больниц, проработав год-другой на низкой зарплате.

Заведующая отделением больницы «Автотранс», главный окулист Ярославля Тамара Романенкова (на снимке) считает, что подработки – это тоже не выход из положения. Врач-специалист должен заниматься своим делом. И при общем дефиците специалистов в больницах к офтальмологам должно быть особое внимание.

– Офтальмология и стоматология – вот, пожалуй, два направления медицины, в которых востребованность у людей особенно высокая, – рассказывает Тамара Романенкова. – Высокий спрос на окулистов вызван еще и тем, что буквально в последние годы в России, и в Ярославле в частности, школа офтальмологии достигла высокой планки в применении новых технологий. Чем больше у нас возможностей вылечить людей, даже тех, кто всего год назад не мог надеяться прозреть, тем больше спрос на наших специалистов. Когда я окончила институт и поехала в район окулистом, мне сказали: «У нас есть окулист на полставки, а больше и не надо, прекрасно справляется». Потом мне пришлось там работать на полторы ставки и не могла порой справиться с потоком пациентов.

Этот поток велик и в больнице «Автотранс». У входа на лестницу, ведущую в кабинет Тамары Васильевны, надпись: «Отделение микрохирургии глаза». Здесь уже несколько лет трудятся последователи Святослава Федорова. Людям не просто возвращают зрение. Оно становится у них таким, какое было в молодости. Еще больше выросла популярность отделения, когда год назад мэрия Ярославля приобрела для больницы итальянскую установку ФАК – эмульсификатор для ультразвуковой операции по замене хрусталика. Она позволяет заменять пораженный хрусталик на искусственный, не прибегая к большому разрезу на роговице глаза. Если при классической микрохирургии на катаракте время пребывания человека в больнице составляло 15 и более дней, то теперь заживление роговицы без накладывания шва происходит за 4 дня, а через девять дней пациента выписывают.

В кабинете Романенковой тоже появилось новое оборудование. Называется оно – рабочее место офтальмолога. Усадив пациента в кресло, Тамара Васильевна может полностью его обследовать.

Раньше это делали несколько специалистов на разных приборах. Приобретен лазер для лечения глазного дна при диабете, отслоении сетчатки (диабет – виновник 30 процентов случаев потери зрения).

– Конечно, такое замечательное оборудование, убедительный эффект лечения с его помощью привлекают молодежь, которая приходит из академии, – продолжает главный окулист Ярославля. – Но когда молодые сталкиваются с нищенской зарплатой, они уходят. И то, что случилось в больнице имени Семашко, не исключение, а, к сожалению, тенденция.

Тамара Романенкова достает свои записи по всем поликлиникам города. В минувшем году с кадрами окулистов беда была не только на Перекопе. Готовили врача в ординатуре для седьмой больницы на Волгострое: и желание у выпускницы академии было, и договоренность с ней. Но и она ушла в оптику, поэтому в больнице остался всего один окулист. В поликлинике № 1 две ставки окулиста, но занята одна – врач ушла в декретный отпуск, замены нет. В поликлинике № 4 более благополучная ситуация: работают два окулиста хорошей квалификации, но нет медсестры. В пятой поликлинике – один врач. В восьмой на два филиала – тоже один.

В больнице «Автотранс» у Тамары Романенковой ситуация лучше. Но, как она считает, давно пора на уровне правительства решать вопрос об увеличении зарплаты врачей.

Недавно сбор платежей в фонд обязательного медицинского страхования был передан налоговикам. Теперь от них зависит, чтобы эти взносы платили все, кому положено, и в полном объеме. И эта задача не федерального правительства, а местных отделений налоговой службы. Иначе не будет у нас скоро ни бесплатной, ни страховой медицины, а лишь дорогие частные кабинеты, куда и уйдут лучшие врачи.

Читайте также
  • 17.11.2012 В зоне риска – каждый десятый Кто и как заботится о нашем психическом здоровье, помогает его восстановить и сохранить? Об этом и о многом другом мы беседуем с главным врачом
  • 03.10.2012 Проверка показала: область на верном пути В Ярославской области завершилась комплексная проверка реализации программы модернизации системы здравоохра­нения. Чтобы подвести её итоги, вчера в
  • 06.04.2012 О чём «Северный край» писал 110 лет назад Город Пошехонье Ярославской губернии. Начальство нашей земской больницы имеет в высшей степени странный взгляд на свои обязанности. Так, например, врач,
  • 27.03.2012 Яков Якушев: город поддержит ярославскую медицину Вчера гостем областного перинатального центра стала заместитель председателя комитета по охране здоровья граждан Госдумы РФ Татьяна Яковлева. Задать свои вопросы парламентарию и и.
  • 17.03.2012 О чём «Северный край» писал 110 летПИСЬМА ИЗ РЫБИНСКА. Наш город платит на содержание у себя общественной больницы до 12 тысяч рублей (в год – Р.С.). Жалованье врачу – 1000 рублей,
  • 14.01.2011 Даниловцы будут помнить10 января после тяжёлой болезни ушёл из жизни Юрий Даниилович Николаев, заслуженный врач России, организатор и руководитель здравоохранения Даниловского
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Волчьи ягоды В эти дни уходящего лета жители городов и деревень отправляются в лес не только за грибами, но и за ягодами.
  • Грузовик появился неожиданно Во вчерашнем номере мы рассказывали о серьезной аварии, случившейся в среду на Костромской дороге. В
  • Дорогие друзья! Уважаемые работники средств массовой информации, издательств и полиграфии! От всей души поздравляем