Главное «внесенное изменение и дополнение», не устраивающее губернатора, состоит в следующем. Прежде при ежегодном принятии бюджета депутатами в обязательном порядке утверждался и прилагаемый к нему перечень областных программ, финансируемых в текущем году из средств областной казны. В 2003 году, например, в этом списке 44 пункта, среди которых программы «Противодействие наркотикам», «Школьный автобус», «Пожарная безопасность» и многие другие. В соответствующей графе указана причитающаяся на год сумма. Все программы утверждены в соответствии с действовавшим до сих пор порядком и под контролем, в том числе и депутатов, исполняются не первый год.
Думцы решили сломать прежний порядок. Они настаивают, чтобы текст каждой «долгосрочной целевой программы со сроком осуществления свыше одного года» утверждался вместе с бюджетом на заседании Думы и оформлялся как областной закон. До сих пор подобному законодательному утверждению подлежали лишь программы, рассчитанные на срок более 5 лет.
Цель депутатов – благая. Двигало ими стремление сделать более тщательным контроль за расходованием бюджетных средств...
Сопроводительное письмо, с которым неподписанный закон возвращается в Думу, объясняет, почему это невозможно. То есть не контроль невозможен – он-то осуществляется при принятии бюджета и при утверждении его исполнения, опять же любой депутат может затребовать необходимые документы в рабочем порядке...
Проблема в другом: депутатская новация отдает правовым нигилизмом. Есть общепринятые на государственном уровне и законодательно закрепленные положения, которые губернатор и разъясняет депутатам в сопроводительном письме. Долгосрочными считаются программы более чем пятилетнего срока реализации. Только они (долгосрочные) согласно федеральному законодательству подлежат утверждению представительным органом власти. А бывают еще среднесрочные (от 3 до
5 лет) и краткосрочные (менее
3 лет) программы.
Депутаты ссылаются на законодательный опыт муниципалитета Ярославля. Им утверждаются все городские программы, независимо от срока действия. Но на федеральном уровне существует практика утверждения государственных целевых программ коллегиальным органом исполнительной власти – Правительством РФ. По аналогии в субъекте Федерации (Ярославская область – один из них) среднесрочные и краткосрочные программы утверждаются областной администрацией – таким же коллегиальным органом.
На уровне местного самоуправления коллегиальных органов исполнительной власти не существует. Ссылаться на опыт Ярославля, где документы принимаются или единолично мэром или сразу депутатами муниципалитета – немногим корректней, чем воспользоваться механизмом принятия решений в колхозе, где это делает общее собрание. Можно ведь и на общеобластном референдуме принимать программы...
Депутаты должны ознакомиться с аргументами губернатора и на ближайшем заседании думы либо согласиться с ними и отозвать закон, либо преодолеть вето.