понедельник 29

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 15 марта 2005

Цена вашего права

Сегодня – Всемирный день защиты прав потребителей. В России закон о защите прав потребителей принят в 1993 году. Как он работает на практике?

автор Олег БУРМИСТРОВ.

 

И в боулинг он больше ни ногой

Однажды к рыбинцу Кузнецову приехали гости из Ярославля, и он по законам гостеприимства организовал для них «культурную программу» – повел отдыхать в развлекательный центр «Джокер». Компания погоняла шары в боулинге, а потом спустилась в бар. Бармен в это время смешивал коктейли и беседовал с официантом. Кузнецов стал ждать своей очереди. Но тут подошел еще один официант, бармен занялся его заказом, не обращая внимания на Кузнецова. А тут третий официант к стойке подходит. Кузнецов начал возмущаться, что ему как клиенту не уделяют никакого внимания. Бармен ответил. Словом, завязалась перебранка. Вмешались охранники. Дело кончилось тем, что Кузнецова вывели.

Неприятно, конечно, обидно. Тем более что все это при гостях.

Кузнецов подал на обидчиков в суд. Суть претензии была в том, что развлекательный центр нарушил его права потребителя – отказал в обслуживании. И Рыбинский суд признал, что он прав.

В ходе разбирательства выяснилось, что в баре установлен такой порядок: официанты, которые разносят заказы по другим залам центра, обслуживаются барменом вне очереди. Об этом извещало и соответствующее объявление. Но висело оно на стенке слева от стойки, а очередь, где томился от жажды Кузнецов, располагалась с правой стороны. Видеть объявление он не мог. Ответственного лица, которое могло бы разрешить конфликт клиента с барменом, в зале не было. О том, что можно воспользоваться услугами другого бара на втором этаже, Кузнецову никто не сказал. Стало быть, потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о работе бара, а это нарушение его прав – решил суд.

Правда, решение удовлетворило Кузнецова не вполне. Он требовал взыскать с бара компенсацию за моральный ущерб в размере 100 тыс. рублей, но суд оценил этот ущерб всего лишь в одну тысячу. После подачи кассационной жалобы областной суд также подтвердил, что сумма компенсации назначена «в соответствии с требованиями разумности и справедливости».

Случай немного курьезный, но вообще конфликты, связанные с нарушением прав потребителей, не редкость. В комитет по защите прав потребителей мэрии Ярославля в прошлом году поступило около пять тысяч жалоб. Примерно по два десятка за один рабочий день! Анализ показывает, что каждый четвертый жаловался на качество обуви, которая развалилась вскоре после покупки. Установить, почему она развалилась – то ли ее неаккуратно носили, то ли она была изначально бракованная, – без специалиста нелегко. Еще 20 процентов всех жалоб клиенты адресуют продавцам мобильных телефонов. Но много и другого – обсчеты, обвесы, отсутствие информации о товаре, низкая культура обслуживания.

За минувший год комитет провел 650 проверок: половина по жалобам, половина – плановые.

Отдайте 140 тысяч

Все чаще споры между продавцом и потребителем разрешаются в суде. Если иск меньше чем на 50 тыс. рублей, дело разбирает мировой судья. Но бывает, речь идет о гораздо больших суммах.

Так, суд Кировского района Ярославля недавно рассматривал иск покупателя к фирмам ООО «СОК-авто» и ЗАО «РосЛада». Еще в 2002 году купил человек у них машину за 140 тыс. рублей. Пошел регистрировать ее в ГИБДД, а там выяснилось, что в техпаспорте нет подписи представителя «РосЛады», этот паспорт выдавшего. Гаишники автомобиль на учет не ставят, ездить на нем нельзя. Пришлось обращаться к продавцам, чтобы выправили документы как положено. Коммерсанты сделали это лишь три месяца спустя.

Но на этом мытарства покупателя не закончились. Гаишники заподозрили, что подпись в техпаспорте ненастоящая – то ли сам он ее нарисовал, то ли ярославские коммерсанты. Короче, техпаспорт изъяли для проверки. И только осенью прошлого года проверка благополучно завершилась, машину наконец поставили на учет, зарегистрировали.

Покупатель, однако, решил, что за все эти беспокойства продавцы должны отвечать. В заявлении в суд он потребовал взыскать с них неустойку из расчета 1 процент от суммы сделки в день. За те три месяца, пока продавцы оформляли недостающую подпись в техпаспорте, набегает, сами понимаете. Плюс к этому 70 тыс. рублей морального ущерба, и в общей сложности сумма иска стала как раз равна стоимости купленного в 2002 году автомобиля.

Но в иске суд отказал. Дело в том, что сам-то товар был в полном порядке. А недооформленные к нему документы – это, конечно, тоже нарушение прав потребителя, но гораздо менее существенное.

А евроремонт за счет мэрии

В Дзержинском суде Ярославля недавно рассматривался иск на 800 тыс. рублей. Речь шла о покупке квартиры у мэрии. Договор о долевом участии в строительстве жилья был подписан в 2000 году. Деньги человек уплатил, а квартиру должен был получить после окончания строительства дома. Срок в договоре указан – 2-й квартал 2001 года. Но реально дом был сдан 31 июля, то есть на 31 день позже. По закону о защите прав потребителей исполнитель должен потребителю неустойку

3 процента от суммы выполнения заказа за каждый день просрочки. И с точки зрения буквы закона покупатель вполне прав, требуя с мэрии сумму, почти равную стоимости оплаченной им квартиры.

Но суд счел, что размер неустойки явно несоразмерен. В сущности, никакого ущерба потребитель не понес: после окончания строительства он заказал в своей квартире евроремонт и не въезжал в нее еще почти год. По решению суда в пользу потребителя с мэрии взыскано не 800 тысяч, а всего пять.

Читайте также
  • 09.06.2011 Вместо вишнёвой краски продали розовую В редакцию газеты «Северный край» обратился наш читатель – настоятель Казанской церкви села Сарафоново Ярославского района иерей Михаил
  • 15.03.2011 На что жалуемся, граждане? Потребитель, он и в Африке потребитель. Повсюду могут найтись недобросовестные продавцы и поставщики услуг, которые пытаются взять деньги за некачественный
  • 15.03.2011 Рыбинцы под защитой Сегодня, 15 марта, отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. Отправной точкой для этого дня стало выступление президента США Джона Кеннеди в Конгрессе в 1961 году.
  • 16.03.2010 Наши деньги – наши праваВо Всемирный день защиты прав потребителей, который отмечается 15 марта, в правительстве Ярославской области состоялась видео-конференция, посвящённая
  • 09.12.2009 Помогут сберечь и деньги, и нервыВ соответствии с приказом руководителя Федеральной службы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко в российских городах открыты отделения по защите прав потребителей.
  • 20.03.2009 С кривой духовкой справится законТрижды довелось жительнице Некоузского района Екатерине Александровой отстаивать свои права потребителя.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Бензовоз взорвался на стоянкеВчера в Ярославле на проспекте Фрунзе взорвался бензовоз. Взрыв прогремел в начале одиннадцатого на территории
  • Пиво «по-руски» «Я бросил курить по совету врача на Карельском фронте в 1944 году. А алкогольные напитки вычеркнул из
  • С пожарных снимут погоны К концу года заработная плата пожарных увеличится на 90 процентов. Если раньше они получали 4600 рублей,