пятница 19

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 27 февраля 2003

День благодарения

В рыбинской школе № 27, выстроенной в свое время, как и весь близлежащий поселок, по унылому типовому проекту, стены в кабинетах, столовой, спортивном зале весело расписаны зелеными кущами, натюрмортами с овощами-фруктами, караваями хлеба, молочными кринками. Школьники, конечно, не знают имя художника, а вот учителя хорошо помнят, что расписала стенки по собственному почину и с их благословения выпускница 1982 года Светлана Тихомирова. Такую память школе о себе оставила, уезжая сдавать экзамены в художественное училище.

автор Юлиан НАДЕЖДИН.

 

Кто хорошо знает Светлану, наверняка и сегодня скажет про те росписи: «Это так на нее похоже». Вот и мы о том же. Человек она редкостно отзывчивый и добротворительный. Умеет добыть радость иногда, казалось бы, из ничего. То свяжет бечевкой сушку и большую баранку, и этой «восьмеркой» поздравляет друзей и знакомых с женским днем. То вдруг поедет в сельскую школу и там бесплатно ведет уроки рисования. Или устроит на персональной выставке День благодарения. Соберет у самовара героев своих портретов – поговорить о житье-бытье, сказать им спасибо за то, что они есть. Как-то предложила городским властям проект «сквера для души» – давайте, дескать, отдадим часть театральной площади для проведения концертов, выставок, общения молодых художников, актеров, музыкантов. Сейчас об этом мало кто помнит, но ведь именно после общественного обсуждения светланиного проекта и появились возле стены Знаменской башни ныне здравствующие летние подмостки. Здесь, в Ярославле, была она однажды на концерте американского хора. Солистка ей так понравилась, что захотелось хоть как-то выразить свою благодарность. Принесла за кулисы цветущую веточку шиповника. Оказалось, что розовый – любимый цвет Мэри Рейнольдс, певицы из музыкального театра на Бродвее. То была, как говорит Светлана, «дружба с первого взгляда». Погуляли в тот вечер по городу, зашли к Тихомировой домой посмотреть картины. Тогда-то и настал черед Мэри выражать свои восторги. Принять что-то в качестве презента гостья наотрез отказалась, но чисто по-американски ответила деловым предложением: мол, не хочешь ли поучиться изобразительному искусству в Штатах? В роли принца в той золушкиной истории молодой ярославской художницы выступил муж Мэри Рейнольдс, директор очень известного в США гуманитарного Бейтс-колледжа в штате Мэн. Так Светлана открыла для себя одноэтажную Америку, без небоскребов и ревущих автострад, тихую, просторную, где помнят колыбельные песни предков, дорожат старой мебелью и не выбрасывают игрушек, когда дети подрастают. Древнюю технику живописи цветными меловыми карандашами любит Светлана Тихомирова за то же, за что ценят ее родоначальники итальянцы, называя пастель «перечелленца», что означает естественная, непосредственная. Любит за чистый цвет, не темнеющий и не выцветающий, за быстрый и чуткий отклик твоим радостям и печалям. Да, конечно, и печалям тоже. В таком случае приходится усиливать пастель углем. Так написана ее «Память». Безлюдный сельский погост, конец зимы. Заброшенный храм с покосившимися крестами, мокрые галки на березах. По осевшим сугробам сквозь проем поваленной полусгнившей ограды протаранила кладбище тракторная колея... Просили ее продать эту картину и богатые новые русские, и зарубежные туристы. В порядке исключения сделала копию, но не продала ее, а подарила – туристам из города-побратима Касселя. А с оригиналами Тихомирова не расстается, ими у нее дома все стены увешаны. Вообще у коллег, и особенно старших поколений – за героиней этих заметок водится репутация человека «себе на уме». Собраний не любит, на тусовках тем более не бывает. Перед членами правления никогда не расшаркивается. Сама объясняет это так – старается избегать тех, кто не умеет общаться на равных: мы же, говорит, «перед Господом все равны». Не забывает и никогда не забудет, что станок для живописи (смеет думать, что не за красивые глаза) подарил ей в былые времена Александр Карих. Теперь Александр Андреевич во главе областной организации творческого союза. Тихомирова тем более держит дистанцию. Помнит добро, но все равно, «не расшаркивается». И до сих пор не вступила в Союз художников. Хотя, скажу от себя, если уж Тихомирова не профессионал, то кого тогда этим словом прикажете называть? Как-то она на досуге по записям в домашней «амбарной» книге подсчитала: за последние десять лет она написала ни много ни мало 2000 работ. Персональные выставки ее принимали в Центральном доме художника на Крымском валу и в английском посольстве в Москве, в галерее современного искусства американского города Берлингтона и дважды – Ярославский художественный музей. Ее живопись есть и в новом музее храма Христа Спасителя. Тихомировой кто только ни позировал: покойный священник отец Борис Старк, процветающий политик Елена Мизулина, писатель Леонид Жуховицкий – одарил искусство молодой ярославской художницы царским комплиментом: «радиация любви». Имеется ее рисунок и в семье Кеннеди. Когда училась в Бейтс-колледже, был там вечер встречи выпускников разных поколений. В кулуарах на выставке своих работ Светлана четверть часа, не меньше, рисовала одну из выпускниц – седовласую статную даму. Та терпеливо позировала стоя – просто не нашлось, где сесть. А особенно удивила дама русскую художницу тем, что посчитала нужным расплатиться за работу чеком. В подписи Светлана прочла: «Кеннеди». Спросила потом у Мэри, не родственница ли президента Джона Кеннеди. Та ответила: «Мама». У четырех комплектов сувенирных открыток с пейзажами Касселя, Берлингтона, Ювяскюля, Эксетера, где написанные с натуры храмы и мосты, крепостные стены, университетские корпуса и речные панорамы «рифмуются» с ярославскими, есть продолжение. И это уже чистый тихомировский эксклюзив: нетиражные авторские открытки на паспарту. Одной из новых серий с дедовскими местами под Рыбинском Светлана прощается с нынешней зимой. Поленницей дров и топором, всаженным в плаху, снегирями у колодца. Обдутыми ветром «сретенскими березами», воспрянувшими от морозов. Рисунки Светланы ТИХОМИРОВОЙ: «Деревенский колодец»; «Зимний день» (пастель, бумага).

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают