четверг 03

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
?
Июль, 2025
Сегодня
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
Выберите дату
Янв
Фев
Мар
Апр
Май
Июн
Июл
Авг
Сен
Окт
Нов
Дек
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 23 апреля 2005

Связал жизнь с резиной

«Мишка, Мишка, где ж твоя улыбка, полная задора и огня...» Эту песню герой нашего сегодняшнего повествования Михаил Захарович Левит помнит, пожалуй, с тех пор, как помнит самого себя. И никогда – ни в ту золотую, беспечную пору детства, о которой пойдет речь, ни сегодня, когда непростые обязанности генерального директора редко предоставляют повод для безудержного веселья, – он не предпочитал уныние смеху. Анализ, трезвый просчет ситуации на несколько шагов вперед и... неизменная улыбка – на этих трех китах построил свой мир генеральный директор ОАО «ТИИР», кандидат технических наук, академик Академии транспорта Российской Федерации Михаил Захарович Левит.

автор Лариса ДРАЧ.

 

Впрочем, генеральный директор и академик – это сегодняшний день нашего собеседника. Мы же перенесемся в прошлое лет эдак на пятьдесят.

Потому что без воды...

Миша появился на свет в 50-м году. Сказать, что он был желанным ребенком, – значит ничего не сказать. Явления Михаила народу, то есть семье, ожидали с трепетом не только родители, которые к этому моменту уже были немолоды – обоим за сорок, но и брат с сестрой. Брат был старше на 12 лет, сестра – на 8. Свою позицию младшенького, любимца, «последыша» Михаил осознал очень рано. Это осознание далось легко, ибо никогда и ни за какие проделки Мишу не наказывали.

Излишней опеки, впрочем, тоже не было. Практически с раннего утра и до позднего вечера мальчик был предоставлен сам себе. По-скольку родители работали на шинном заводе, в сменах, то заботы о младшем брате полностью легли на плечи старших детей. Тем же в силу значительной разницы в возрасте возиться с малявкой не хотелось. Посему казацкая вольница стала Мишкиной средой обитания на вполне законных основаниях. Так же, то есть без нянек-мамок-гувернанток, обходилось и все его дворовое окружение.

Семья Левит жила у Волги, на улице Фурманова. Там, где сейчас располагаются новомодные здания банков, стояли крепкие, нарядные деревянные дома. Почти прямо перед домом был стадион «Динамо», сразу за ним – Волга. Неудивительно, что самые ранние воспоминания Михаила Захаровича связаны с рекой.

– Прекрасно помню такую картину: я стою по горло в воде – не тону, нет, просто меня еле видно, а от домов к реке по спуску мчится мама и что-то сердито выговаривает сестре, бегущей рядом. Из воды меня, конечно же, тут же извлекли...

Другие водные процедуры, которым предавались мальчишки, были более безобидными – это касалось купания под колонкой.

– Один из нас вешался всем телом на ручку колонки – «пускал воду», а второй – рост аккурат под кран! – не пригибаясь, бултыхался под крепкой, сбивающей с ног струей... Лет сколько было? Да, пожалуй, не старше пяти.

– Попадало?

– А за что? Конечно же, нет.

Это к вопросу о возрастных привилегиях, о которых уже упоминалось в самом начале. Попадать-то попадало – не без этого, другой вопрос – кому. Разумеется, сестре или брату – «недосмотрели за ребенком».

Зимой же средоточием мальчишеской жизни становился каток, который заливали на стадионе «Динамо». Там всегда было очень много народу, играла музыка (звучала и любимая песня про Мишкину улыбку), взрослые степенно катались парами, в толпе шныряли мальчишки. Они попадали на каток «зайцем», перелезая через забор.

– На каждом углу стадиона располагались пивные...

– Ну уж про пивные по младости лет вы никак помнить не можете!

– Почему? Прекрасно помню. Мы иногда заходили туда с отцом. Помню даже, что к пиву всегда подавали раков.

ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО – МИЛИЦИЯ

Что еще запомнилось Михаилу Захаровичу из раннего детства, так это... неоднократные приводы в милицию. Случались они не по причине злостного хулиганства или, упаси бог, воровства – нет! Но, к примеру, мальчик мог спокойно остановить трамвай, безмятежно расположившись прямо на рельсах для игры в камушки. Или отправиться с пацанами в манящую империю вторчермета. На свалке встречались полезные для мальчишеских забав предметы – какие-то немецкие сплавы, которые, если нагреть в костре, красиво стреляли. Иногда там же можно было обнаружить самое настоящее оружие, пулемет попался как-то... Вот возле пулемета-то Мишу Левита и застукали бдительные стражи порядка. Мальчишки, кто по-старше, бросились врассыпную, а Миша, очарованный находкой, не побежал.

– Мне очень нравилось в милиции. Даже адрес помню, где располагалась детская комната: проспект Ленина, 18. Дежурный милиционер пытался мне что-то рассказывать или в шахматы играл. Это был тот редкий случай, когда взрослый человек чем-то со мной занимался. Когда приходили родители, я расстраивался – не хотел уходить из милиции.

– Неужели и страха никакого не было?

– А кого надо было бояться? Милиционеров? Роди-телей?

– Наверное, в детстве вы хотели походить именно на этих благородных стражей порядка?

– Ничуть не бывало. Я вообще никем не хотел быть – ни летчиком, ни космонавтом, ни... какие там еще есть мальчишеские «профессиональные» мечты? – ни пожарным. Я считаю, что детские годы у меня были очень даже веселые – без обязанностей, без наказаний, без особых мечтаний.

МАЛЬЧИК ПО ЦЕНЕ МОРОЖЕНОГО

Семья Михаила Захаровича жила небогато – хотя в те годы, после войны, мало кто мог похвастаться особым достатком, – но не бедствовали, не голодали. Однако самостоятельные походы Михаила к деду, отцу отца, запомнились ощущением сытости. Дед был, что называется, из обеспеченных, до революции руководил кожзаводом. Он был не владельцем – управляющим или исполнительным директором, если говорить сегодняшним языком. Дед младшего внука с пустыми руками никогда не отпускал – и лакомство подсунет, и денежку для мамы передаст.

– Деньги-то до дома доносили?

– А как же? Иначе и быть не могло. Если нам нужна была мелочь на карманные расходы, мы ее честно самостоятельно зарабатывали.

– Как же вы умудрялись сколачивать капитал?

Оказалось, очень просто. В том самом доме, где жил Миша Левит, располагался продуктовый магазин. С черного входа, со двора, там отпускали товары – крупу или муку. На каждого человека полагалась определенная норма. Очередь выстраивалась длиннющая. Взрослым, отстоявшим такую очередь, естественно, хотелось получить продуктов больше – на двоих, например. Вот они и привлекали для этих целей пацанов. А за услугу расплачивались мелочью. Немного, конечно, но на мороженое вполне хватало.

РЕДАКТОР – ЗВУЧИТ ГОРДО

Науками с Мишей заниматься было некому, да и некогда. Поэтому вплоть до самой школы ни читать, ни писать мальчик не умел. А хотелось. Посему мальчишкам, выводившим мелом на асфальте какие-то слова, Мишка ужасно завидовал. О школе по этой причине мечтал истово. Пару месяцев старательно рисовал все черточки-палочки, потом удивительно легко догнал и перегнал по всем немудреным первоклассным наукам более продвинутых одноклассников. Учиться оказалось совсем несложно. Но интерес к учебе периодически пропадал – пятерки в дневнике перемежались трояками.

А вот к продвижению по служебной лестнице Михаил никогда не стремился. Зато в старших классах с удовольствием руководил школьной юмористической газетой. Кто-то из ребят рисовал карикатуры, кто-то писал стихи и передовицу – чего-чего, а новостей, или, как говорят журналисты, информационных поводов, в школе всегда было предостаточно. Мишина обязанность заключалось в организации общего творческого процесса. Он был главным редактором. Школьная газета – интересная, смешная и справедливая – для многих стала хорошим воспитателем.

...После школы Миша Левит пошел по стопам родителей. Вслед за братом и сестрой поступил в технологический институт – «связал свою жизнь с резиной». Интерес к полимерным материалам и их переработке стал, таким образом, общим семейным интересом. Потом были аспирантура, диссертация, звание... Насколько этот выбор оказался правильным, лучше всего спросить у генерального директора ОАО «ТИИР» Михаила Захаровича Левита.

Читайте также
  • 29.11.2012 Выставка в честь того, «кто как Бог» Именно так с древнееврейского переводится имя архангела Михаила. Выставка икон XVII – начала XX века «Собор архангела Михаила» открыта
  • 28.11.2012 В Некоузе пропал Михаил Куликов Двадцатилетний Михаил Куликов, бас-гитарист некоузской рок-группы «Периметр», активный молодой человек, без которого не проходило ни одно значимое
  • 03.11.2012 Только вечность должна быть на наших весахЖители села Сарафоново Ярославского района готовятся к престольному празднику. Завтра 4 ноября – осенняя Казанская, праздник, который очень любим и почитаем русским народом.
  • 10.10.2012 Михаил ПРОХОРОВ: «Деньги должны быть ближе к народу» Вчера Ярославль посетил известный бизнесмен и политик Михаил Прохоров. После встречи с мэром в закрытом формате он провёл пресс-конференцию для журналистов.
  • 08.09.2012 "Фрунзе" снялся с мелиСегодня утром теплоход "Михаил Фрунзе" сел на мель в Рыбинском водохранилище. Простояв на мели около трёх часов, судно само смогло с неё сняться и пошло своей дорогой.
  • 22.09.2011 Подранок Михаил Козка У полковника в отставке, бывшего преподавателя Ярославского военного финансового училища Михаила Васильевича Козки дома висит шашка. Не какой-нибудь магазинный
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают