среда 24

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 21 ноября 2008

Молодым – везде у нас дорога?

нет фото

Полюбопытствовать, как бы мог выглядеть Ярославль, стань он в одночасье экспериментальной площадкой для реализации замыслов начинающих архитекторов, можно в эти дни в центре современного искусства «Арс». Здесь в рамках проекта «Город молодых-9» представлены некоторые дипломные работы нового поколения ярославских зодчих.

автор Лариса ДРАЧ

 

Уже не первый год основным «полигоном» для студентов-архитекторов ярославского «технолога» становится простран­ство поймы Которосли и прибрежных территорий. И хоть в реальности судьба этого лакомого кусочка городского простран­ства уже решена, дипломники продолжают фантазировать на сей счёт, предлагая мультифункциональные проекты, соответствующие новейшим тенденциям развития архитектурной мысли – в данном случае речь идёт о представленных в формате «Города молодых-9» техно-парке, спортивно-развлекательном комплексе и бизнес-парке.

Выставка архитектурных проектов – мероприятие достаточно специфическое. Для того чтобы на нём и отдохнуть, и почерпнуть для себя нечто новое, какую-никакую подготовку всё-таки нужно иметь. Далеко не каждый посетитель сможет получить удовольствие, созерцая макеты и планшеты. Таковым зрителям адресована другая часть экспозиции «Города молодых-9» – …стройка.

Прямо от входа в глубину зала уходит строительный настил, разделённый на две пешеходные дорожки мерцающей красной полосой «Осторожно, кабель». Всюду – дорожные знаки, каковых не увидишь на городских магистралях: «Сезонная миграция медведей», «Движение запрещено. Улыбайтесь» и прочие. Действительно, есть чему улыбнуться. Куратору проекта Екатерине Змеевой и начинающим архитекторам тема стройки показалась актуальной: каждый из нас ежедневно ходит по строительным настилам и скользит взглядом, не запоминая, по бесконечным знакам и предупреждениям. По сути авторы просто перенесли некоторые сопутствующие любой реальной стройке моменты на территорию искусства и попытались поразмышлять, поиронизировать над этим.

В рамках выставки, работа которой продлится до 25 ноября, состоится презентация студенческого проекта «Детский сад как я хочу», на котором будут представлены оригинальные интерьеры для дошкольных учреждений. А арт-директор центра Екатерина Змееева, побывавшая минувшим летом в Германии, расскажет о том, как за границей трансформируются «б/у»-промышленные объекты в культурные центры.

Ажиотажа, конечно, на этой выставке не будет, но ценители как архитектурных проектов, так и арт-объектов актуального искусства тем не менее найдутся.

Я же после посещения этой выставки задумалась вот о чём. Для завсегдатаев вернисажей уже давно является очевидной катастрофическая нехватка выставочных площадей в городе, который настолько славен своими культурными традициями, что всё чаще художественные премьеры российского уровня проходят в Ярославле, а не в столице. Собственно выставочных площадок у нас – раз-два и обчёлся.

Каждый из существующих городских музеев настолько стеснён в своих жилищных условиях, что им собственные фонды выставлять негде, шедевры в «запасниках» в очередь стоят. Активно эксплуатируемые «экс»-казармы квадратными метрами богаты, спору нет, но какого масштаба должен быть художественный проект, чтобы заполнить эти залы единовременно? Разве что выставке художников Центрального региона, прошедшей минувшей весной, казармы оказались впору, но такие события случаются крайне редко. Есть зал Союза художников на улице Максимова, но на выставку там могут претендовать лишь официальные члены этого Союза (как минимум), заслужившие одобрение выставкома, тяготеющего к академизму. Вот, собственно, и всё, что мы имеем.

До недавнего времени полигоном для самых завиральных и провокационных идей в культурном пространстве нашего города служили две площадки: центр современного искусства «Арс», упомянутый в первых строках этой статьи, и галерея современного искусства «Алле’Я» в художественном музее. Ныне в бывшем помещении «Алле’и» расположен центр, где педагоги занимаются по разным программам с одарёнными детьми. Дело бесконечно нужное и перспективное, но площадки-то для экспериментов на поле актуального искусства больше нет! И где, скажите на милость, если смотреть в перспективу, будут лет через пятнадцать выставляться эти самые одарённые дети?

Последний из могикан – «Арс», обладающий до недавнего времени двумя великолепными выставочными залами, вдруг в одночасье лишился половины своих площадей. Теперь здесь размещается первая в Ярославле кинокомпания «Ярсинема». Поскольку из всех искусств для нас величайшим является кино, о чём в своё время говорил Ленин, никаких аргументов против «Ярсинема» нет. Не возникает даже вопросов, почему для кинокомпании было облюбовано именно это помещение: «Ярсинема» является «дочерним предприятием» вот уже десять лет существующего в стенах ЦСИ «Арс» камерного театра.

Только вот что молодым художникам с их вполне понятной жаждой поведать о себе миру прикажете делать? Творчество их – зачастую скандальное, провокационное, старшему поколению не всегда непонятное – объективно коммерчески беспер­спективно: зритель на такую выставку валом не повалит, стало быть, денег зал или музей не заработает. Творческий процесс, конечно, никаким отсутствием выставочных помещений не остановить. Незакомплексованные художники смело осваивают производственные территории фабрик и заводов (фестиваль «КОРЧ» отметился на фабрике валяной обуви и «Красном Перекопе»); устраивают альтернативные общегородским художественные акции (достаточно вспомнить День города от группы архитекторов из «КромбиТТраксорм») и прочее. Но залов-то между тем всё равно не хватает – не каждый вид искусства можно переселить в городскую среду, картины на заборе не повесишь.

Вот сейчас во всех районах, как грибы, растут торгово-развлекательные центры. Строятся они на частные деньги, и потому их внутреннее наполнение – рестораны и кафе, игровые и торговые залы – зависит от владельца. Но почему бы городским властям, предоставляющим под строительство этих центров вполне конкретные площади, не поставить условие: обязательное открытие в формате торгово-развлекательного центра площадки для экспонирования творчества молодых художников и архитекторов, проведения фестивалей актуального искусства и так далее? Ведь в Ярославле люди не только покупают и развлекаются, но и творят.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают