пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 13 апреля 2006

Кому – профильное, кому – универсальное

нет фото

Несмотря на то, что о введении профильного обучения в школах говорится давно, далеко не все родители и дети понимают, что же их ждет в ближайшее время. Да что там родители – даже не все учителя в курсе грядущих преобразований, по крайней мере несколько педагогов, с которыми я начинала разговор на эту тему, удивлялись: «Разве это касается всех?» А ведь переход к профильному обучению в Ярославской области случится уже 1 сентября, причем с выбором нынешним девятиклассникам нужно определиться сейчас, а сообщить о решении в мае. О том, как изменится жизнь обучающихся, газете рассказала начальник отдела дошкольного и общего школьного образования областного департамента образования Светлана АСТАФЬЕВА.

автор Лариса НИКОЛАЕВА

 

Итак, в следующем учебном году десятиклассники нашей области начнут учиться по новому учебному плану. Они смогут выбрать – получить ли универсальное образование (по сути мало отличающееся от прежней системы) или профильное, когда ряд предметов изучается более глубоко, а остальные – по минимуму, на так называемом базовом уровне. Например, у того, кто выберет физико-математический профиль, будет шесть уроков математики в неделю, а у избравшего филологический профиль – только четыре. Хотя может быть и пять.

Федеральный учебный план прописывает необходимый минимум, то есть то количество часов, меньше которого на изучение данного предмета отводить нельзя. Еще есть часы школьного компонента, которые учебное заведение может использовать по своему усмотрению.

Всего федеральным планом предложено двенадцать профилей, но это не значит, что со следующего года в том же Ярославле будут открыты профильные классы по всем возможным направлениям. Скорее всего, первые из них появятся в школах с углубленным изучением предметов. Скажем, в школе углубленно изучался иностранный язык, теперь может появиться профильный филологический класс.

Не менее двух предметов должно изучаться углубленно, если школа претендует на профильное обучение. Кроме того, должны быть организованы и дополнительные курсы по выбору, например, курс математической статистики в классе физико-математического профиля. И это, конечно же, требует наличия преподавателей соответствующего уровня. Тем более что к профильной школе будут предъявлять более высокие требования, чем, допустим, к школам с углубленным изучением какого-либо предмета. Образование выпускников должно быть на таком уровне, который удовлетворял бы требованиям высших учебных заведений.

Конечно, кроме высококлассных педагогов потребуются и новые учебники, и другая материальная база. Приказ Министерства образования и науки РФ о переходе на профильное обучение по сути не имеет необходимого сопровождения, говоря казенным языком. То есть до конца механизм реформы не разработан. Именно поэтому департамент не требует от всех школ области обязательного введения профильного обучения. Даже по планам самого министерства к 2010 году осуществлять подобное обучение смогут только в 60 процентах школ страны, и это – в идеале. Большинство же учебных заведений пока будут работать по универсальному учебному плану.

Списки школ Ярославской области, готовых организовать обучение на профильном уровне, будут собраны департаментом к концу апреля. Утверждать же список профильных школ будут учредители – местные органы управления образования. Именно они проанализируют, готова ли школа работать по­новому, укомплектована ли она соответствующими кадрами и так далее. А также и откорректируют их, поскольку желания желаниями, а есть еще требование целесообразности: нелепо, если сразу две или три школы, расположенные рядом, решат стать математическими или гуманитарными.

Как только списки будут согласованы – они станут всеобщим достоянием, предполагается, что это случится не позднее окончания этого учебного года. И девятиклассники смогут выбрать, куда податься. Опять же в идеале – у каждого из них есть право получить профильное образование. Но гладко, как известно, всё только на бумаге.

Допустим, школа с химико­биологическим профилем не сможет усадить за парты всех желающих стать Менделеевыми. Местный орган управления образования должен подсказать, в какой еще школе можно постичь все тайны химической науки. Но ведь в городе может оказаться всего одна школа с подобным профилем. Что тогда? А в большинстве сел и вовсе набирается один 10­й класс. Теоретически он может стать профильным по какому­то из направлений, но все ли учащиеся захотят в нем учиться? Проблема с углубленным образованием в сельской школе пока решается лишь за счет введения дополнительных курсов по выбору.

– Конечно, лучше всего было бы перейти к индивидуальным учебным планам, – говорит Светлана Астафьева. – Тогда каждый ребенок своим «маршрутом» в своем темпе продвигался бы по миру знаний. Это трудно, но возможно! В чем убеждает нас опыт работы некоторых школ области. Но все же это еще не массовая практика, а только робкие попытки сделать образование таким, чтобы оно отвечало индивидуальности ребенка.

Для того чтобы школьникам было легче определиться со своими предпочтениями, в прошлом году в 9­х классах была введена предпрофильная подготовка. Главная ее цель – научить делать выбор. Осознанно и ответственно, без оглядки на чужое мнение типа того: «Твой отец продолжил династию, и ты ее должен продолжить», «А моя подруга считает: лучше пойти в училище на парикмахера».

А если вдруг школьник к концу десятого класса поймет, что ошибся? Что на самом деле математика ему стала ненавистна, а страсть к химическим опытам превышает все остальное? Сменить профиль будет практически невозможно, разве что перейти в общеобразовательный класс.

Помимо всего прочего остается открытым и вопрос с единым экзаменом (ЕГЭ). Право его сдавать сохраняется за всеми выпускниками, даже если соответствующий предмет изучался ими на базовом уровне. Но требования остаются едиными для всех, то есть одинаковый уровень сложности ждет на ЕГЭ по математике и гуманитариев, и получивших универсальное образование, и обучавшихся математике по углубленной программе. Правда, министерство обещает сделать экзамены вариативными для разных категорий учащихся, но, дай бог, чтоб хоть к следующему году задания ЕГЭ изменились.

В общем, все как всегда: сначала введем чего­нибудь – а там посмотрим. Почему бы сначала не разработать все «правила игры», объяснить их участникам образовательного процесса – ученикам, родителям, учителям; подготовить необходимые документы, издать учебники, а потом уже запускать машину реформы? Ведь в качестве подопытных кроликов министрами используются живые дети.

Директор ярославской школы № 33 им. К. Маркса с углубленным изучением математики Михаил ГОЛОВЛЕВ:

– В следующем году статус нашей школы не изменится. Не хотелось бы менять его и в дальнейшем. Дело в том, что та программа, по которой мы работаем, позволяет дать гораздо больший объем знаний по математике, чем предлагаемая сейчас программа профильного обучения по этому предмету. Традициям нашей школы уже много лет – она стала математической в 1971 году. Не потерять бы накопленный опыт при попытке вписаться в новые условия. Надеюсь, что Министерство образования и науки сохранит понятие «углубленное изучение», тогда сохранятся школы, подобные нашей.

Директор ярославской гимназии № 1 Надежда ФЕРУЛЕВА:

– В нашей гимназии профильная форма обучения существует уже почти двадцать лет. А в прошлом году мы, став экспериментальной площадкой, начали работать по новому базисному учебному плану, на который с нового учебного года должны перейти все школы. Принципиальных каких­то изменений у нас не произошло, просто осваиваем эту новую форму организации обучения. Убеждена, профильная школа позволяет сделать образование более индивидуализированным, приближенным к потребностям каждого ученика. У нас уже в 8­м классе дети выбирают одно из трех направлений: естественно­научное, физико­математическое или гуманитарное. А в 10­х классах специализация становится более узкой – в зависимости от интересов детей создаются те или иные профильные классы. Сегодня мы готовы давать образование по любому профилю, поскольку за эти годы накоплен огромный опыт, есть квалифицированные учителя и, кроме того, мы приглашаем преподавателей вузов читать некоторые курсы. Система обучения у нас приближена к вузовской. Скажем, с 7­го класса дети сдают экзамены два раза в год – в зимнюю и летнюю сессии. В итоге до 95 процентов выпускников гимназии (а бывало, что и все 100) становятся студентами высших учебных заведений.

Читайте также
  • 12.09.2012 Школа юных журналистов: о новациях в сфере образованияВопрос о необходимости реформы школьного образования был поднят ещё в начале 80-х годов прошлого столетия генеральным секретарём ЦК КПСС Константином Черненко.
  • 27.06.2012 Школа юных журналистов: испытано на себе«Эх, хорошо в стране Советской жить», – с воодушевлением пело не одно юное поколение. Не было тебе тогда ни платного образования и ни
  • 05.04.2012 Уж в школу невтерпёж Нынешняя школьная кампания отличается от кампаний прошлых лет тем, что 1 января этого года вступили в силу изменения в закон «Об образовании»
  • 25.01.2012 Частные школы станут доступнее В Госдуме 27 января будет обсуждаться законопроект о содействии гражданам в получении образования в негосударственных школах и детских садах. Первое чтение
  • 25.11.2011 Как учат в голландской школе Когда ребёнка школьного возраста спрашиваешь, хочется ли ему в школу, то чаще всего слышишь отрицательный ответ. Кроме как от первоклашек, конечно... Вспоминая
  • 02.09.2011 Первый раз в первый класс Более ста двенадцати тысяч ярославцев в возрасте от шести до шестнадцати переступили вчера порог школы. Свои двери распахнули для них 450 школ, многие
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают