пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 11 августа 2007

Владимир Мамонтов: «В обществе создан дефицит на взвешенные мысли»

нет фото

«Известиям» – 90! Это, говоря честно, юбилей (пусть для нас, журналистов «Северного края» юбилей и не самый крупный). Сегодня у людей среднего возраста марка газеты устойчиво ассоциируется с поговоркой о том, что в «Правде» нет правды, а в «Известиях» – известий. О главном органе большевиков умолчим, а про «Известия» напомним, что злая эта поговорка не была всегда однозначно справедливой. Даже в годы, когда вся советская пресса стояла навытяжку перед властью, у «Известий» сохранялся свой взгляд на мир и своя версия событий – пусть и не очень отличающаяся от официозной. За заметные отличия, как помнят читатели, власть журила с такой силой, что на дальнейшую издательскую деятельность рассчитывать было глупо.

автор Анатолий КОНОНЕЦ

 

Любопытно, но и сегодня издание работает приблизительно в той же манере, хотя многие и побаивались (в связи со сменой владельца) изменения курса издания в сторону определённой «желтизны». Но главным противником таких перемен стал Владимир Мамонтов – новый главный редактор «Известий».

– Владимир Константинович, сегодня федеральные газеты весьма сложно позиционировать – и это наводит на грустные мысли о том времени, когда в «Правде» не было правды, а в «Известиях» – известий...

– Времена очень редко повторяются в своём полном подобии. Вряд ли сегодня уместны такие аналогии – газеты в массе пользуются гораздо большей свободой, чем в семидесятые, к примеру. Другой вопрос, как они этой свободой распоряжаются...

– Известно как: кто­то эксплуатирует тёмные стороны человеческого подсознания и на этом наращивает тиражи, кто­то обеспечивает интересы своих хозяев. Естественно, очень сложно поверить, что ваш, к примеру, коллектив работает абсолютно без оглядки на «Газпром»...

– «Газпром­медиа» дей­ствительно владелец газеты. Но это не значит, что менеджеры «Газпрома», люди предельно занятые своей основной работой, руководят «Известиями».

– Что в таком случае определяет редакционную политику?

– В первую очередь внимание к аудитории, к тем насущным вопросам, которые её волнуют и освещение которых она желает видеть в газете.

– Чтобы эта идиллическая картина воплотилась в жизнь, аудитория должна быть довольно однородной. Федерация же населена весьма разнообразными людьми, у которых и потребности разные – даже в зависимости от того, где живут отдельные покупатели вашей газеты или её подписчики.

– Именно поэтому я считаю важным, что мы движемся – пусть и не спринтерскими темпами, но в нужном направлении. К примеру, в новом подписном периоде зафиксирован небольшой, но рост тиражей. Я считаю этот отрадный факт результатом правильно выбранного тона газеты. Без ярко выраженного «Чего изволите?» по отношению к власти, но и без оголтелой критики всего и вся (с целью, в первую очередь привлечь внимание к своей особе).

– Консерватизм в России ассоциируется прежде всего со скукой. А скучная газета – мёртвая газета.

– С разумным консерватизмом так рьяно боролись двадцать лет все, кому не лень, что сегодня в обществе создался определённый дефицит на осторожные суждения и взвешенные мысли. Мы этот спрос удовлетворяем, благодаря чему и являемся первыми (смею надеяться) в своей «весовой категории». Что же касается скуки, то вряд ли нашу газету будут читать те, кто желает развлечься. С другой стороны возрастной контингент нашей аудитории – от двадцати пяти лет и старше, большая часть читателей имеют высшее образование... То есть и развлечения они понимают несколько иначе, чем, к примеру, читатели более либеральных газет.

– Нужно ли ваш ответ понимать так, что вы полностью открещиваетесь от либерального мировоззрения?

– Что касается конкурентов, о которых я сейчас упомянул, то это было, скорее, обобщение. Что же касается либерализма в понимании политическом, то здесь в последнее время наблюдается некоторый вакуум. Либеральная оппозиция как реальная политическая сила пока отсутствует.

– То есть, если её не замечать, то её, действительно, как бы и нет...

– Почему же? Люди, считающие себя противниками нынешней власти, есть. Но до статуса оппозиции им явно не хватает двух вещей: позитивной программы и той социальной прослойки в обществе, на которую они могли бы опереться. Лозунг «Россия без Путина» в качестве восклицания на митинге может быть и хорош, но мало что даёт уму и сердцу каждого отдельного человека. Глеб Павловский на одном из наших политклубов точно заметил в полемике с одним из активистов «Другой России»: «Хорошо, Владимир Владимирович перестал быть президентом. Дальше его куда девать? Интернировать? Зачем, если он уже не президент?» Получается, что этим лозунгом «Другая Россия» полностью признаёт исключительное значение нашего действующего президента в жизни страны, даже тогда, когда срок его полномочий закончится. Задуматься над тем, почему Путин, несмотря ни на что, остаётся наиболее рейтинговым политиком, нашей так называемой оппозиции просто в голову не приходит. Действительно, что такого сделал Путин, что его так любит народ? И что сделал, к примеру, Чубайс для обеспечения своего полнейшего неприятия в обществе?

– Допустим, о своей любви к Путину народ ежедневно узнаёт из телевизора... А ненависть к Чубайсу поддер­живают ежемесячно оплачиваемые счета за коммунальные услуги.

– Допустим. Но вы же не станете отрицать того, что желание «Другой России» свергнуть сегодняшнюю власть помимо совершенно реальных революционных издержек пугает народ ещё и весьма вероятным возвращением в «весёлые девяностые». Чего подавляющая часть общества решительно не желает. Именно эта часть в перспективе и сможет стать его, общества, стабилизирующим звеном. Поэтому у консервативных изданий в ближайшей перспективе прогнозы могут быть весьма благоприятны.

– Знаете, вы в этой ситуации напоминаете интеллигента, вооружённого тростью, в кругу злобных маргиналов, в руках которых имеются вполне жуткие колья и арматура. К примеру, аудитория у вас есть. Но есть и газеты, которые, пользуясь властным ресурсом, в повседневной практике не гнушаются и запрещёнными приёмами. К примеру, их бесплатно разносят по почтовым ящикам (хотя они позиционируются как общественно­политические, а не рекламно­бесплатные газеты). Борьба за тиражи, таким образом, выигрывается в самом начале раунда.

– А я и не возражаю, когда на этом ринге идут «бои без правил». И сам я в них участие принимал и довольно часто побеждал. Пока, наконец, не понял простую истину: законы юридические обойти можно, очень трудно обойти законы природы и общества.

– А именно?

– Вот вы, к примеру, часто читаете ту самую газету, которую бесплатно раскладывают в ящики ваших же потенциальных подписчиков?

– Не особенно и только по долгу службы.

– А работать в ней согласились бы?

– Сложный вопрос... Пока, наверное, он даже не обдумывался.

– Доказано?

– Пожалуй, да. Хорошо, давайте подойдём к газетному делу с другой стороны. Когда­то СССР был самой читающей страной в мире. Потом у людей появилась возможность заняться делом и тиражи печатной продукции резко упали. А ещё через некоторое время оказалось, что и писать­то особенно некому – поскольку эти два процесса диалектически взаимосвязаны. И в редакциях (как федеральных, так и местных) начался жуткий кадровый голод. Как он удовлетворяется в «Известиях»?

– Вопрос, как я понял, о том, откуда мы берём журналистов? Сегодня я всё больше убеждаюсь, что их нужно растить самим. При этом вряд ли стоит уповать на нашу систему выс­шего образования. В Москве факультет журналистики МГУ и несколько филфаков дают определённый выход кадров. Хотя, конечно, и об их выпускниках нельзя говорить, как о состоявшихся журналистах. Но, к примеру, был я недавно в одном большом волжском городе. Огромный журфак местного университета. Буквально на каждом курсе – по четыреста девяносто девушек и по десять юношей... Реально по окончании вуза в журналистику идут работать пять­десять человек. Но замуж выходят практически все! Дело­то хорошее, просто к нашим кадровым потребностям оно не имеет никакого отношения. То есть ставку нужно делать на людей, не растративших определённых личностных качеств: любознательности, общительности, энергичности... И года за два (при упорной работе) эти люди вполне способны встать в ряд с лучшим журналистами «Известий».

– Есть и второй путь пополнения рядов...

– Вы имеете в виду переманивание уже состоявшихся сотрудников из других СМИ? Это очень опасная практика, способная в первую очередь развалить уже существующий коллектив. Рынок журналистов в Москве перегрет. Все сотрудники, которых я как главный редактор, может быть, и хотел бы видеть в нашей газете, уже весьма неплохо трудоустроены. Если предлагать им эксклюзивные условия, нужно как­то объяснить уже имеющимся журналистам (профессионалам, замечу, не самого последнего разбора), исходя из каких предпосылок вновь приглашённые сотрудники будут получать в три­четыре раза больше. Гораздо продуктивнее, если новые кадры растут рядом с опытными бойцами и тянутся за ними – как в мастерстве, так и в условиях оплаты.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают