пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 17 мая 2002

Мы себя под Конфуция «чистим»...

В первый класс принимаются все дети с 6,5 лет. Такой ранний срок установлен в связи с переходом на четырехлетнее начальное обучение. Но это не значит, что родители обязаны отвести своего шестилетнего ребенка в школу. Они вправе сами решать, когда их чаду начинать учиться. Проводить тестирование, экзамены или какие-либо другие испытания при приеме категорически запрещено. И правда, при опросе директоров ярославских школ, все они заявляли, что никаких экзаменов не проводят, прием идет без ажиотажа и нервозности. Однако мало кто из опрошенных сказал, что для приема достаточно просто написать заявление. Искушение проверить ребенка в той или иной форме сохраняется: уж очень хочется узнать, что этот ребенок собой представляет. Правда, проверка носит мягкое название – собеседование.

автор Зинаида ШЕМЕТОВА.

 

Мне довелось наблюдать в одной из школ, как волновались мама с малышом перед дверью директора. Правда, противостоять натиску завуча, педагога, психолога Славику, слава Богу, не пришлось. Собеседование и впрямь оказалось простым: спросили, как зовут, в каком городе живет, чем отличается ясная погода от хмурой. Малыш выдержал первое «взрослое» испытание на «отлично».

– На основании федеральных документов категорически запрещено выявлять умение читать и считать, подготовку по различным учебным предметам, – говорит Александр Прямицин, руководитель городского управления образования. – Школа должна принимать детей такими, какие они есть. Сегодня дети не закреплены за школой своего микрорайона. Можно учиться в любой школе города, конкурсов как таковых нет.

И все же родители мечутся в поисках хорошей школы, подходящих учителей, иные готовы возить ребенка из одного конца города в другой. Одна моя знакомая для своего сынишки подыскивает учительницу с мягким характером: ребенок не выносит давления со стороны взрослых, поэтому, считает мама, авторитарный стиль преподавания ему не подойдет. Так она подала заявления аж в пять школ, присматривается к учителям.

В школы с хорошей репутацией потоком идут заявления от родителей. В 36-й набрали уже четыре первых класса, а мамы ведут и ведут сюда своих чад. Здесь работает коллектив активных, ищущих учителей, создающих положительный имидж своей школе, потому она и переполнена. Если принять всех желающих, придется вводить вторую смену. А вот в соседней школе пока не набралось и одного класса.

Наиболее продвинутые родители смотрят еще и на то, по какой системе ведется обучение в начальных классах. В ярославских школах используются три системы. Первая – традиционная, по которой учились все ныне взрослые люди. Еще две – развивающие: Леонида Занкова и Даниила Эльконина – Василия Давыдова.

Впрочем, сегодня традиционной системы в чистом виде уже нет, и в нее внедряются современные программы. В ярославских школах наиболее широко используется программа «Школа-2100», которая нацелена на то, чтобы ребенку было комфортно учиться. Для этого в учебниках имеются задания на выбор, несколько вариантов ответов, поощряется высказывание своего мнения, и, что очень важно, материал дается для продвижения каждого ученика в своем темпе.

Многопредметность стала просто бичом школы. Жалуются родители, страдают дети, мучаются педагоги. Авторы программы «Начальная школа XXI» пошли по пути сокращения предметов, создав так называемые интеграционные учебники: по «Грамоте» дети учатся

читать, писать и считать, «Окружающий мир» вобрал в себя естествознание, историю, этику и другие предметы. Появилась новая программа «Гармония». Особенность ее в том, что она объединяет традиционную и современные развивающие системы обучения. «Учение без размышления бесполезно», – сказал великий Конфуций.

Размышление – вот что, пожалуй, отличает развивающую систему от традиционной. Здесь учитель ведет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, указывает путь, но позволяет ученику идти самому. А значит, он не только находится в согласии с учеником, но и дает подопечному возможность размышлять.

По Занкову обучение должно вести за собой развитие, поэтому детям все время нужно давать задания чуть труднее, чем они могут выполнить. По системе Эльконина-Давыдова детей учат думать, размышлять, принимать неординарные решения. Здесь хорошо себя чувствуют дети-почемучки. Они очень активны, много говорят, рассуждают, не боятся высказывать свое мнение. Но привыкнув к свободомыслию, ребенок может в средней ступени столкнуться с педагогом, у которого авторитарное мышление, и ему слишком ретивый ученик с творче-ским подходом к предмету неудобен.

– Всем нашим учителям надо было набраться мужества, чтобы переступить через это, – говорит Мария Янцевич, учительница школы № 36, вот уже 10 лет работающая по системе Эльконина-Давыдова. – Я считаю, что это самая разумная система, где ребенок любого уровня подготовки найдет что-то свое. Поэтому мы не отбираем детей. Система Эльконина-Давыдова для родителей поначалу непонятна. Они не могут помочь своему отпрыску, у них не хватает терпения выслушать его, поразмышлять вместе с ним. У меня был случай: через два месяца после начала занятий родители решили забрать ребенка. Пришлось их уговаривать. Через некоторое время они сказали: мы не узнаем своего малыша, ему интересно учиться. Интерес сохраняется у школьников до последнего дня обучения и именно он становится движущей силой в учебе.

В Ярославле есть школы, которые являются «федеральными площадками»: для системы Занкова – № 71, Эльконина-Давыдова – № 12 и 81, для программы «Школа-2100» – № 76. На базе этих школ проводятся семинары, учителя проходят стажировку. И наконец, спецшколы, которые остаются традиционно популярными. Искушенные родители знают их номера наизусть – 4, 33, 37, 42, 43. Стремление устроить ребенка в языковую спецшколу понятно: сегодня знание иностранного языка – залог успешной карьеры. Правда, помимо него школьник должен освоить и всю остальную программу, поэтому нужно быть готовым к большим нагрузкам.

– Если у будущего первоклассника есть проблемы со здоровьем, – говорит Татьяна Жарова, директор школы № 43(немецкой), – мы советуем родителям хорошенько подумать. Нынче у нас очень большой наплыв. Набрали уже четыре класса по 30 человек при норме 25. Еще 58 стоят на очереди. Некоторые записались за год вперед. У нас в школе изучаются два языка: основной, немецкий, – со второго класса и с пятого – английский. На выходе ребята должны владеть немецким, а на английском – общаться, читать. Сейчас немецкий язык оттесняется, везде и всюду – английский. А ведь начинать изучение языка надо не с легкого, а с более трудного, каким является немецкий.

По желанию родителей пришлось ввести английский язык и во французской школе № 42.

– Раньше изучение француз-ского у нас шло с первого класса, – рассказывает Нина Королева, замдиректора школы № 42, – а в связи с переходом на программу «Школа-2100» стали изучать со второго. В этом году к нам приезжал представитель французского посольства, который провел с педагогами курсы раннего обучения французскому языку. Мы решили попробовать на дошкольниках, желающих набралось много. Теперь у первоклассников будет кружок французского языка.

В английскую школу № 4 прием начался с конца марта. Здесь набирают три класса по 25 человек. Принимают, как нам сказали, всех детей, отбора не делают. Согласно закону детей из микрорайона берут обязательно. Остальные – кто успел. Им тоже не избежать «простого» собеседования, где родителям могут указать на плохую дикцию у ребенка, все-таки школа-то языковая. Однако этот недостаток может быть поводом для посещения логопеда, но ни в коем случае – для отказа.

И наконец, математическая школа № 33, известная высоким уровнем подготовки, особенно по математике и физике. Подтверждение тому – высокий процент поступления в вузы среди выпускников, завоеванные учениками школы призовые места на международных математических олимпиадах. Сюда стараются брать более подготовленных ребят: учиться в математической школе нелегко.

– В этом году наплыв очень большой, – говорит Елена Мухина, завуч школы № 33. – В первую очередь берем детей из микрорайона. Их приводят наши ученики, а также те родители, чьи первые дети учатся у нас. Мы не отказываем ни тем, ни другим. На оставшиеся места берем детей со стороны. Желающих много, всех не примешь, приходится отказывать, а это, поверьте, тяжело. Открыть еще один класс – значит вводить вторую смену. Сейчас мы набрали три класса, причем один из них составляют дети сотрудников Яртелекома на основании договора. Теперь Яртелеком имеет свои места в детском саду, школе и университете.

– У нас в начальных классах – классическое обучение с элементами развивающих систем Занкова и Эльконина-Давыдова, кое-что из программы «Школа-2100», – говорит Ольга Яблочкина, учительница начальных классов школы

№ 33. – Наша цель – детям должно быть комфортно в школе, чтобы они шли учиться с радостью.

Учеба в радость – может быть, это и должно быть главным в обновленной школе нового тысячелетия.

Фото Вячеслава ЮРАСОВА.

Читайте также
  • 06.09.2012 Полиция позаботится о детях Начальник подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Ярославской области Светлана Морозова рассказала на состоявшейся вчера пресс-конференции
  • 05.04.2012 Уж в школу невтерпёж Нынешняя школьная кампания отличается от кампаний прошлых лет тем, что 1 января этого года вступили в силу изменения в закон «Об образовании»
  • 25.01.2012 Частные школы станут доступнее В Госдуме 27 января будет обсуждаться законопроект о содействии гражданам в получении образования в негосударственных школах и детских садах. Первое чтение
  • 23.09.2011 Из реального мира – в виртуальный С первого января 2011 года все российские образовательные учреждения (включая детские сады, школы и вузы) обязаны иметь официальный сайт и размещать на
  • 16.08.2011 Школа должна быть безопасной О том, как обеспечить безопасность детей в новом учебном году и не допустить возникновения чрезвычайных происшествий, говорили на заседании антитеррористической
  • 19.05.2011 Какое дикое соседство! В редакцию «Северного края» обратились родители учеников детской школы искусств имени Собинова. Их возмутило то, что рядом со школой на улице
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • «Бей» дедов, спасай армию Более пятисот жителей Ярославля собрались в субботу у Знаменской башни на митинг-концерт
  • Подарок сельским детям День Переславского муниципального округа – передвижной, каждый год отмечается в разных поселках. В субботу
  • Субботник в четверг С 23 апреля в Пошехонье начнутся городские субботники, все местные жители выйдут на улицу и будут убирать