среда 22

Тема дня
Открыт новый информационно-образовательный портал ЯРКИПЕДИЯ

21 ноября в сети Интернет начал работать новый информационно-образовательный портал по истории Ярославской области - «ЯРКИПЕДИЯ», на котором представлена самая разнообразная информация о событиях ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 07 мая 2009

Этих дней не смолкнет слава!

Более шестидесяти лет назад, 9 мая 1945 года, отгремели последние залпы войны в Европе. Объединёнными усилиями стран антигитлеровской коалиции германский фашизм был повержен. Однако главную роль в победе над фашизмом сыграл русский народ.

автор Полина АРБАТОВА

 

В этом подвиге, равного которому ещё не знала история, слились воедино и высокое мастерство военачальников, и величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья, и самоотверженность тружеников тыла.

На протяжении всей войны передовые рабочие, колхозники, инженерно-технические работники и учёные преодолевали величайшие трудности, проявляя огромную стойкость, самоотверженно ковали орудия победы. «Всё для фронта, всё для победы!», «В труде как в бою!», «Работать не только за себя, но и за товарищей, ушедших на фронт!» – под такими лозунгами трудились наши люди в тылу.

Ярославская земля по праву гордится своими тружениками тыла, которые отдавали все силы, чтобы своим трудом помочь тем, кто находился на передовой. Одной из таких тружениц была Мария Фёдоровна Парунова.

Мария Фёдоровна родилась 5 апреля 1922 года в Ярославле. Дом, где она жила с родителями, работавшими на железной дороге, находился на Вспольинском поле. Ещё до начала войны Мария Фёдоровна, как и многие её сверстницы, ходила в школу. В те времена в Ярославле было всего две школы. Первая школа имени Подвойского, что на Московском вокзале, а вторая имени Пирогова, которая находилась в центре города.

Мечтой выпускницы седьмого класса Марии Паруновой была профессия врача, которой, к сожалению, не суждено было осуществиться. До войны наша героиня работала в кинопрокате монтажёром по картинам. Работа была сложной, но интересной, тогда кино было редкостью, миром удивительных открытий, поэтому работники кинотеатров были в почёте.

Проработав в кинопрокате до 1939 года, перед самым началом войны Мария Фёдоровна с подругой решили сменить сферу деятельности и устроились на шинный завод. Рабочих рук не хватало, двух молодых девушек определили в цех, научили работать на станке. Здесь Мария Фёдоровна стала изготавливать брикера на покрышки. Как раз в это время произошли изменения, повлиявшие на всю её дальнейшую жизнь.

Когда началась война, рассказывает Мария Фёдоровна, все мужчины ушли на фронт, водителей на заводе не было. Руководство предприятия предложило ей и многим другим девушкам, работавшим на заводе, идти учиться на водителя большегрузной машины.

Ситуация в области была сложной, продукты питания выдавались по карточкам, по 300 – 400 граммов хлеба на человека в день. Для тех, кто работал, эта норма была чуть выше и составляла 700 граммов. Несмотря на все трудности, а их при обучении водительскому мастерству, особенно для девушки, было немало, Мария Фёдоровна успешно справилась, сдав все экзамены.

– Сначала приходилось очень сложно, потому что требовалось сдавать всевозможные тесты и экзамены, как будто из нас готовили лётчиков, – признаётся Мария Фёдоровна.

Так наша героиня в годы войны стала работать водителем грузовых машин в гараже при Ярославском шинном заводе. При этом грузовые машины времён Великой Отечественной войны были совсем непохожи на современные. Это сейчас мы привыкли к тому, что автомобили – комфортабельные, с железной кабиной, кондиционером, со стёклами и работают на бензине, а Мария Фёдоровна начинала водить так называемые газогенераторные машины, которые двигались – не поверите! – как паровоз, на дровах. Иногда прямо в пути приходилось подбрасывать дрова в печку автомобиля, при этом в двигателе выделялся газ, который двигал поршень, и таким образом машина ехала. Наполовину такие автомобили были сделаны из дерева, о каких-либо удобствах в машинах и речи быть не могло.

В один из рейсов по дороге в Москву на одной из технических остановок на Марию Фёдоровну, сидевшую за рулём, неожиданно напал мужчина. Не растерявшись и собрав всю свою женскую силу, она сумела вытолкнуть бандита из кабины. По словам Марии Фёдоровны, он хотел украсть автомобиль с грузом, выкинув водителя из грузовика. Но благодаря смелости женщины украсть грузовик бандиту не удалось.

Мария Фёдоровна много пережила в своей жизни: и бомбёжку моста немецкими истребителями, и попытку разрушить шинный завод. Вспоминает, как однажды три бомбы упали около гаража предприятия, но, к счастью, не взорвались. Немало людей погибло в те страшные годы, множество домов было разрушено. Гибли сослуживцы, друзья и близкие люди, требовалось много мужества и силы, чтобы пережить потери и продолжать жить и бороться.

За время нашей беседы Мария Фёдоровна рассказала несколько интересных историй, приключившихся с ней за годы войны.

По заданию завода Мария Фёдоровна перевозила грузы в назначенные места, как бы опасно это ни было.

– Ездить приходилось в любую погоду, будь то снег или дождь. Бывало, в сорокаградусный мороз двигатель разогревали горячей водой, если машина не заводилась, пытались завести вручную, – говорит Мария Фёдоровна.

Однажды нужно было отвезти груз в Большое Село, где-то на полпути её автомобиль встал – закончилось горючее. Так как грузовик работал на дровах, пришлось нашей героине ломать ветки и разбирать дорогу из срубленных деревьев, чтобы добраться до места назначения. Отметим, что тогда дорог асфальтированных практически не было, и некоторые их участки были вымощены деревом. Собрав такое нехитрое топливо и заправив дровами печку автомобиля, наша героиня доехала до места назначения, выполнив таким образом задание и доставив груз в Большое Село вовремя.

В годы войны у Марии Фёдоровны были рейсы не только по Ярославской области, но и за её пределы, в частности в Москву. Позже она получила более современный автомобиль с прицепом, выпускаемым нашим моторным заводом, который работал на дизельном топливе, – ЯГ-6, а в качестве груза были и стеарин для покрышек, и различные смеси, химические вещества, продукты питания.

После Великой Победы 9 Мая 1945 года Мария Фёдоровна продолжила свою работу в гараже шинного завода. В общей сложности наша героиня отработала здесь около пятидесяти лет, заслужив своим доблестным трудом награды и медали, в числе которых – юбилейные в честь Победы, «Ветеран труда», а также «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 –1945 гг.».

Сегодня Мария Фёдоровна работает в Ярославской таможне сторожем, в автотранспортном отделе, имеет троих детей, есть внуки и правнуки. В свои 87 лет обожает, как и многие пожилые люди, заниматься на своей даче. Вся её жизнь оказалась связанной с транспортом. Невероятно, но общий водительский стаж Марии Фёдоровны составил 67 лет! До 83 лет она оставалась за баранкой своего любимого «Запорожца».

Коллектив Ярославской таможни от всего сердца поздравляет Марию Фёдоровну Парунову с праздником 9 Мая – Днём Победы в Великой Отечественной войне! Желаем Вам, уважаемая Мария Фёдоровна, мира, счастья, добра, согласия, житейского благополучия и, главное, крепкого здоровья!

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают