воскресенье 18

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
?
Май, 2025
Сегодня
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
Выберите дату
Янв
Фев
Мар
Апр
Май
Июн
Июл
Авг
Сен
Окт
Нов
Дек
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 11 июля 2003

Обвинение, обутое... в ботинки

Это было дерзкое, бесчеловечное нападение на квартиру по улице Блюхера. Налетчики знали: в ней находятся ювелирные украшения. Избили престарелую женщину, хотя она в силу возраста и здоровья не могла оказать ни малейшего сопротивления. А когда потеряла сознание, заклеили ей лицо скотчем. Липкая лента перекрыла доступ воздуха в легкие, и потерпевшая скончалась от удушья.

 

Прихватив золотые и серебряные перстни, цепочки, серьги, кулоны и кольцо, разбойники скрылись. Через год, в октябре 1999 года, участникам этого преступления (двоих так и не удалось установить и найти) в областном суде был вынесен приговор.

Подзащитного адвоката Ю. В. Румянцева приговорили к шестнадцати годам лишения свободы в колонии строгого режима с конфискацией. Мы умышленно не сообщаем его фамилии, поскольку дальше события, благодаря Юрию Викторовичу, начнут развиваться в сторону, противоположную той, на которую рассчитывало следствие прокуратуры.

В судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда РФ писать Румянцеву было о чем. В основе обвинения лежал след ботинка, обнаруженный на месте происшествия. След характерный, с рифленой подошвой. Из камеры следственного изолятора, где находился доверитель Юрия Викторовича, тут же изъяли ботинки. Провели необходимые следственные действия. Сомнений у следствия не было – отпечатки идентичны.

Сомнения были у адвоката. И весьма основательные. Порядок изъятия вещественного доказательства предусмотрен законом. Но при внимательном изучении дела начали появляться странные нюансы. Оказывается, подзащитный и в глаза не видел постановления об изъятии обуви. Подпись в нем чужая. Следователь прокуратуры тоже в глаза не видел эти ботинки, но заранее знал (!), что это «зимние ботинки из коричневой кожи с рифленой подошвой, по рисунку протектора схожими со следами, изъятыми при осмотре квартиры».

Дальше в лес – больше дров. Родственница погибшей заявила на судебном заседании, что осмотр квартиры ее матери проводился днем 21 ноября следователем, экспертом и оперативными сотрудниками. Изымались и следы. Однако в документе об этом ни слова. Зато есть другой: об осмотре... 20 ноября.

Родственница к тому же оказалась на редкость деловой женщиной. Когда приехала в квартиру, то нашла отпечатки следов, которые участники осмотра не обнаружили: тогда-то они и сняли их на дактилопленку (!).

Кстати, казус произошел и с пленкой. В протоколе записано: «снято три копии следов на дактилокарту». А в конце этого же документа: «изъято... четыре дактилопленки со следами обуви». Выяснилось также, что, вопреки элементарным требованиям закона, ни отпечатки на пленке, ни сами следы понятым не предъявлялись. А это серьезный повод к размышлению – не сфальсифицированы ли эти злосчастные следы?

В приговоре областного суда дактилопленки фигурировали в качестве вещественных доказательств. Но когда адвокат проанализировал манипуляции с ними следователя, всплыли новые интересные факты. В уголовном деле нет ни слова об упаковке пленок и их опечатывании, приобщении к делу в качестве вещдоков. Безалаберность была во всем, вплоть до «мелочей»: дело находилось в производстве прокуратуры района, однако на упаковке стоит... милицейская печать.

Злосчастные ботинки подзащитный приобрел в декабре, тогда как разбойное нападение произошло в ноябре. Он предлагал найти продавца и свидетеля покупки, однако следствие сослалось на трудности поиска – человек, мол, находится за границей, в Украине. Так было начисто отметено алиби, хотя подследственный обращался с этой просьбой неоднократно. Забегая вперед, поясним: когда следователь прокуратуры понял, что дело зашло в тупик и перспектив его раскрытия не осталось, он нашел продавца и за рубежом. Только показания его были не в пользу следствия...

Однако это произойдет через много месяцев после первого суда и жалобы Юрия Викторовича. Состоится еще одно заседание коллегии по уголовным делам областного суда в новом составе. Но она не вынесет обвинительный приговор. Будет решено направить дело к прокурору области «для дополнительного расследования и устранения недостатков, изложенных в описательной части». Все это время подзащитный Румянцева продолжал оставаться под стражей.

Ни дополнительное расследование, ни устранение недостатков «в описательной части» не сдвинули дело с мертвой точки. Подпирали сроки, отведенные УПК, а результатов не было.

Тогда новый адвокат В. Т. Себискверидзе, ознакомившись с материалами уголовного дела, обратился к следователю прокуратуры с ходатайством о его прекращении. Василий Тимофеевич заявил, что с первых минут следствия «было известно: подследственный обвиняется незаконно, следственные действия фальсифицированы, «доказательства» добыты с нарушением закона.

Единственная привязка к обвинению – ботинки давно уничтожены. Считаю, что в настоящее время следствие имеет достаточные основания для прекращения уголовного дела за недоказанностью в совершении преступления».

* * *

Через трое суток заключенный под стражу человек покинул камеру следственного изолятора в Коровниках. Но точку в этой истории ставить нельзя. Причина? Она элементарная. Низкий профессиональный уровень сотрудников следственных органов, связанный, как все в нашей стране, с такой же низкой зарплатой. Подзащитный должен благодарить, кроме адвокатов,.. прежний Уголовно-процессуальный кодекс. По нему он получал возможность на дополнительное расследование, которое его и спасло.

По новому УПК за «след» от ботинка он сидел бы шестнадцать лет в зоне строгого режима и проклинал «творцов» этого фундаментального труда российских теоретиков уголовного права: новый УПК не разрешает дополнительное расследование.

Владимир ШИРЯЕВ.

Читайте также
  • 21.11.2012 Благодарственные письма На имя начальника УМВД России по Ярославской области генерал-майора полиции Н. И. Трифонова поступило благодарственное письмо от руководства ООО &laqu
  • 26.10.2012 Бывшая глава УФМС заключена под стражу Следственному комитету удалось добиться заключения под стражу бывшего начальника регионального управления миграционной службы Натальи Степановой.
  • 19.07.2012 Избивая сына, мстила всем мужчинам?Переславские следователи, много повидавшие на своём веку, и то были поражены, когда перед ними предстал 12-летний мальчишка, которого систематически избивала
  • 20.06.2012 Чудо природы: уникальный собачий нос ...Признаться, когда я ехал в Центр кинологической службы (ЦКС) УМВД России по Ярославской области, чтобы подготовить материал к её 103-летнему дню рождения,
  • 11.04.2012 По системе Станиславского У ярославских следователей по особо важным делам в работе находится громкое дело, в котором более 20 участников. Преступная группа действовала на территории
  • 10.11.2011 В Ярославле застрелили имама Вчера в подъезде жилого дома в Дзержинском районе Ярославля был найден убитым второй имам Ярославской соборной мечети Артур Манукян.  
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Закон для двоихВ депутатских комиссиях обсуждается проект закона, который, как выяснилось, коснётся всего двух человек.
  • За дипломом через судКак показывает практика, чтобы получить диплом о высшем образовании, порой необходимо не только несколько
  • На два фронта В областном управлении внутренних дел подведены итоги работы за прошедший год. Число зарегистрированных