суббота 17

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
?
Май, 2025
Сегодня
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
Выберите дату
Янв
Фев
Мар
Апр
Май
Июн
Июл
Авг
Сен
Окт
Нов
Дек
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 10 июня 2010

Ахиллесова пята современного коллектива

Слово «моббинг» (в переводе с английского mob – толпа) в нашем повседневном лексиконе пока ещё новое. Однако его значение старо как мир. Так теперь называют психологическую «травлю» сотрудника на рабочем месте. В номере за 27 марта нынешнего года в газете «Северный край» был опубликован материал, посвящённый этой проблеме, «Моббинг дик, или Жертвы офисного террора». После выхода статьи в редакцию пришло большое количество писем от наших читателей, которые просят дать практические советы по борьбе с моббингом, «шагающим» широким шагом по учреждениям, предприятиям и офисам Ярославской области. 


автор Елена КУЛЬКОВА

 

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ: 

НЕ ОТСТУПАТЬ И НЕ СДАВАТЬСЯ 

«На работе мне пришлось столкнуться со сплетнями в мой адрес. У коллег по отделу резко изменилось отношение ко мне, куда-то улетучились лёгкость, душевность, юмор. Из-за негатива, направленного в мою сторону, я не нахожу себе места, появились головные боли, усталость, апатия, ни на что не хватает сил. Как мне работать в этом коллективе дальше?» – спрашивает в письме тридцатипятилетняя женщина, сотрудница отдела маркетинга одной из известных фирм Ярославля. 

– Проблема моббинга в отличие от самого слова не является чем-то новым для социальной психологии. Вопросы об эмоциональном насилии в коллективе давно рассматриваются в аспекте таких направлений, как проблема группового давления, адаптации, отношений в группе и групповых процессов. Сотрудница отдела маркетинга столкнулась со скрытой агрессией внутри коллектива, – говорит частнопрактикующий ярославский психолог, коуч-консультант Анастасия Викторовна Свиридова. – Именно сплетни являются самым распространённым методом давления на человека. Темы для сплетен выбираются самые болезненные: о семье, здоровье, увлечениях и профессиональных качествах. Авторитет сотрудника в этом случае особенно страдает, так как сплетни и клевету распространяют за его спиной. Как правило, первое, что замечает в такой ситуации человек, – его начинают избегать и игнорировать как собеседника. Человек с трудом может объяснить происходящее, он становится не уверен в себе, чувствует себя одиноким, виноватым. Появляется плохое самочувствие, нежелание ходить на работу, как следствие – происходит потеря социальных контактов, самоизоляция. Причины травли могут быть разными: личная неприязнь, зависть, индивидуальность человека, корыстные интересы, возраст сотрудника, национальность и т. д. Как выйти достойно из сложившейся ситуации? 

Недаром говорят: лучшая защита – это нападение. В этом случае – активное противостояние натиску коллектива является лучшей стратегией защиты. Во-первых, ни при каких обстоятельствах не меняйте позитивного отношения к жизни и работе. Поддерживайте хорошие отношения со всеми коллегами. Во-вторых, необходимо провести критический анализ ситуации и собственного поведения. Быть может, негатив идёт от вас самих? В-третьих, обязательно заручитесь поддержкой со стороны близких вам людей – семьи, друзей, знакомых – и поддержкой в коллективе среди коллег, которые на вашей стороне. В-четвёртых, компенсируйте стресс другой активной деятельностью, например, запишитесь на танцы, курсы иностранного языка, возьмите отпуск и отправьтесь в поход. Этот шаг повышает чувство собственного достоинства и также помогает справиться с ситуацией. И ещё: всегда улыбайтесь. Позитивный настрой и хорошее настроение – обезоруживают «противников». 

ПРАВИЛО ВТОРОЕ: 

ХУДОЙ МИР ЛУЧШЕ ДОБРОЙ ССОРЫ 

«Каждый день приход на работу был сродни походу на поле брани. Я не знала, в какой момент будет сброшена «ядерная бомба». Я была психологически и физически истощена, но никакой надежды на передышку не было. У меня ежедневно болела голова, подскакивало давление и вообще не было сна. В конце концов я попала в больницу с гипертоническим кризом. Я занимала ответственный пост в органах исполнительной власти, но с каждым днём всё больше понимала, что в скором времени меня сочтут профнепригодной», – делится своей историей Виктория Ф. 

– Последствия моббинга в первую очередь сказываются на здоровье и психическом состоянии человека, – комментирует ситуацию Анастасия Викторовна. – В зависимости от жёсткости, периодичности и длительности такого воздействия и от того, насколько человек психологически к нему устойчив, люди могут страдать от целого ряда расстройств психологического и физического характера: от случающихся время от времени проблем со сном до 

нервных срывов, от раздражительности до депрессии, от трудностей с концентрацией внимания до панических состояний или даже инфарктов. Что делать?

Нездоровая конкуренция, подсиживание, сплетни, интриганство, проще говоря, кулуарная «дедовщина» – всё это нередко встречается в офисных стенах. Эти явления отравляют жизнь любого коллектива и демотивируют отдельных его участников. Надо отметить, что закон позволяет вполне цивилизованными методами пресекать подобные ситуации и наказывать особо строптивых и неадекватных граждан вплоть до увольнения, несмотря на их бесценные профессиональные качества. 

Человеку, возглавляющему любой коллектив, необходимо стоять на страже интересов своих работников, а значит, заботиться о психологическом климате в организации. Политика компании, которая просто обязывает сотрудников уважительно относиться друг к другу, не оставляет моббингу никаких шансов на выживание. Нужно также понимать, что далеко не каждое недружелюбное высказывание в ваш адрес означает, что против вас началась настоящая война. Возможно, ваш собеседник просто встал сегодня не с той ноги или у него неприятности дома, а вы случайно подвернулись «под горячую руку». 

Большинство конфликтов происходит из-за нечёткого распределения должностных обязанностей. Порой конфликт может возникнуть из-за какой-нибудь глупости: кому брать трубку, если звонит телефон, кто должен мыть чайник, протирать шкаф или закрывать окно в конце дня. Этот вопрос можно решить и за чашечкой горячего чая. 

В женских коллективах – своя специфика. Понятное дело, что дамы более эмоциональны и чаще переходят на личности, скатываются до бабских склок и выноса сора из избы. Чтобы избежать подобных конфликтов, при поступлении на работу с сотрудником «в юбке» должны быть сразу оговорены его должностные обязанности. 

И ещё совет: никогда не рассказывайте коллегам о своей личной жизни, семейных и бытовых проблемах. Предпочитайте, как бы это ни было трудно, обсуждению трудовых качеств Марьи Ивановны из соседнего кабинета обсуждение премьеры спектакля. Берегите свои нервы. Никогда не забывайте народную мудрость – худой мир лучше доброй ссоры! 

Ну а если дело принимает серьёзный оборот, жалуйтесь вышестоящему руководству. Так и следовало бы поступить Виктории Ф. Только обращение не должно выглядеть как детсадовский донос. Сделайте акцент на то, что внутрикорпоративные неурядицы и нервозная атмосфера в самом коллективе отражаются на работе всей организации. Умный руководитель мимо обозначенной проблемы не пройдёт. 

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ: 

РУКОВОДИТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ 

А что делать, если одной из сторон назревающего конфликта становится самодур-начальник? Неужели придётся увольняться? 

«Я работаю в продовольственном магазине старшим продавцом, и что ни день, то новость: опоздала на 15 секунд – штраф. Хотя в трудовом договоре этого пункта не было. Надела не те туфли – выговор! Не улыбаюсь покупателям – словесная выволочка», – жалуется Наталья Э. из Ростова. 

– Конечно, если в ответ на выговор руководства просто хлопнуть дверью и уйти, то шеф обязан будет вас уволить, хотя бы для того, чтобы не уронить авторитет в глазах других своих подчинённых. Ни в коем случае не устраивайте таких сцен, не доказывайте с пеной у рта свою правоту, не тыкайте в него Трудовым кодексом, – советует Анастасия Викторовна. – Лучше выслушать претензии шефа молча и сознаться в том, что вы виноваты. Примерно через час снова зайти к руководству и поговорить обо всём, но уже спокойно. Хотя, если начальник – самодур, но очень отходчивый, проще не обращать внимания на «воспитательные» процедуры, чтобы избежать «летальных» исходов.

В любом случае последнее слово всегда остаётся за руководителем. 

К сожалению, понятие «климат в коллективе» не определяется никакими законами и математическими формулами. Моббинг – это всегда показатель слабости корпоративной культуры любой организации, её «ахиллесова пята», которой требуется хирургическое вмешательство. Любой работник должен чётко осознавать, что на работу он приходит ради конкретного дела и результата. Всё остальное к нему лично не имеет никакого отношения. 


Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • К тысячелетию выправимся...Вчера на заседаниях постоянных комиссий муниципалитета кипели страсти в ходе обсуждения доклада начальника
  • «Мариотт»: быть или не быть?Эту затяжную «войну» многие считают безнадёжной. 27 февраля «Северный край» статьёй «Мы любим город свой.
  • На сети – с оптимизмом В самом начале улицы Комсомольской в цент­ре Переславля в срочном порядке меняют теплосети. От одной